Kashapov mm

Кашапов Мергаляс Мергалимович родился в г. Ярославле 6 октября 1952 года. В 1979 г. окончил факультет психологии ЯрГУ. С 14 сентября 1982 г. и по настоящее время работает на кафедре педагогики и педагогической психологии ЯрГУ. По окончании аспирантуры защитил в 1989 г. в Ленинградском государственном университете кандидатскую диссертацию, а в 2000 году в Московском педагогическом государственном университете защитил докторскую диссертацию на тему «Психология профессионального педагогического мышления» по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология».

М.М.Кашапов – высококвалифицированный и опытный специалист, в совершенстве владеющий всеми формами работы высшей школы, эффективный руководитель основного подразделения деятельности вуза – кафедры. Его научные, учебно-методические и административные достижения многократно отмечались на различных уровнях. Он награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования (2003); медалью Международной академии психологических наук, Межрегиональной эргономической ассоциации «Человеческий фактор» (2006; Рег. № 8. 2006 г.). Он является неоднократным победителем областного конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу (2003, 2008) и конкурса «Лучший ученый ЯрГУ» (2002, 2007). Решением Ученого Совета Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова от 27 ноября 2007 года присвоено звание «Почетный преподаватель ЯрГУ». Имеет 3 Почетных грамоты от Президиума, Российского психологического общества 28 благодарностей ЯрГУ; 7 почетных грамоты ЯрГУ; 9 почетных грамот и 3 благодарности Департамента образования администрации Ярославской области; Почетную грамоту Министерства образования РФ (2002). Указом Президента РФ № 985 от 21.07.2011 года присвоено почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

М.М.Кашапов активно участвует в реализации различных направлений в области социальной политики Правительства Ярославской области. Эксперт Правительства Ярославской области по обеспечению реализации Приоритетного национального проекта и федеральных целевых программ в сфере образования. Он член аттестационных комиссий Департамента образования Правительства Ярославской области. Член координационного совета по демографической политике в Ярославской области. Член экспертной комиссии Правительства Ярославской области ежегодного конкурса научно-исследовательских работ студентов высших учебных заведений области. Член конкурсной комиссии «Психолог года России» в 2010 году в Ярославской области. Он является разработчиком программы по психологии Департамента образования Ярославской области для непрерывной ступенчатой системы повышения квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников. Куратор региональной экспериментальной площадки по теме проекта «Региональная система управления качеством образования». В качестве члена научно-методического совета службы практической психологии и руководителей методических объединений педагогов-психологов, директоров психолого-педагогических и медико-социальных центров Департамента образования Ярославской области принимает активное участие в повышении эффективности профессиональной деятельности педагогов-психологов.

Как исследователя его отличает самостоятельность, неординарность подхода к изучаемым проблемам, готовность поднимать сложные и спорные вопросы. Результаты научно-исследовательской работы неоднократно докладывались на международных конференциях (Париж, 2000, 2002, 2004; Лион, 2006; София, 2012) и съездах Российского психологического общества (Москва, 1995; Ярославль, 1998; С.-Петербург, 2003; Ростов-на-Дону, 2007; Москва, 2012), конгрессах и конференциях в различных городах России и СПГ. Он выступал с пленарными докладами, вел секции и круглые столы, а также проводил мастер-классы на конференциях в Институте психологии РАН, Психологическом институте РАО, МГУ, СПбГУ, Южном Федеральном университете, Томском государственном университете, Удмуртском государственном университете и т.д.

С 2002 по 2012 годы являлся заместителем декана по научной работе факультета психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова. Им создана информационная система сопровождения научной деятельности факультета; организована система научных кружков и семинаров. В течение этого времени результаты научной работы факультета признаются одними из самых лучших в университете. В научном конкурсе ЯрГУ факультет психологии стабильно занимает призовые места: один год третье место, два года второе место и семь лет первое. С 2002 года является председателем редакционно-издательской комиссии факультета.

В 1999 году приказом ректора назначен научным руководителем лаборатории Профессионального и личностного развития университета. Лаборатория проводит комплекс исследований в различных областях профессиональной деятельности: образование, здравоохранение, бизнес и силовые структуры, искусство и спорт. Деятельность лаборатории получила широкое признание в научной, производственной и социальной сфере: получено 29 грантов (из них 17 в качестве руководителя), зарубежных и отечественных фондов, подтверждающих фундаментальную и научно-практическую ценность деятельности лаборатории. М.М.Кашапов на базе ЯрГУ им. П.Г.Демидова организовал и провёл 2 международные конференции (2003; 2005) по актуальным проблемам высшей школы с участием ведущих ученых Германии, Франции, стран ближнего зарубежья. Он был Председателем программного и организационного комитета этих конференций. Под его руководством проводятся еженедельные методологические семинары с участием ведущих ученых Москвы, С.-Петербурга, Твери, Вологды, Костромы, Иваново, Калуги, Владимира, Курска, Череповца, Рыбинска и многих других городов. Он руководит регулярными занятиями в «Школе молодого ученого».

С 2000 года является сертифицированным модератором программы Междисциплинарного центра дидактики высшей школы (IZHD, университет г. Билефельд, Германия). Прошел 2-х месячную заграничную стажировку в IZHD. Координатор программы по взаимодействию с Ассоциацией исследований по проблемам образования и воспитания (APRIEF, PARIS-X Nanterre, Франция). Участник нескольких BIENALE, проводимых в Париже и Лионе. Автор цикла статей о Болонском процессе, опубликованных в 2008 году в Университетской газете ЯрГУ им. П.Г.Демидова (№№ 37, 38, 39, 40).

М.М.Кашапов – один из ведущих ученых-психологов, известный в стране специалист в ряде фундаментальных и прикладных направлений современной психологии. Он - руководитель исследовательских и издательских проектов, поддержанных фондами Министерством образования и науки РФ, РГНФ, ИОО “фонд Сороса”, TEMPUS. Координатор международной программы TEMPUS по интерактивному обучению (Франция, Nanterre, Paris-X). Его исследования имеют выраженную фундаментальную и прикладную направленность, характеризующуюся высокой экономической и социальной эффективностью.

М.М.Кашаповым разработана образовательная программа формирования и совершенствования творческого профессионального мышления, которая успешно проводилась с руководящими работниками и специалистами в различных сферах профессиональной деятельности городов России (Ижевск, Пенза, Набережные Челны, С.-Петербург, Москва, Торжок, Кострома, Ростов-на-Дону, Владимир, Томск, Тверь, Саратов, Вологда, Ярославль, Самара, Челябинск и др.), а также Украины (Харьков), Казахстана (Актюбинск), Республики Беларусь (Минск), Болгарии (София).

Научные и методические результаты получили широкое признание в кругах психологической общественности в качестве базовых концепций по приоритетным направлениям психологии образования – личность и деятельность преподавателя, эффективность учебного процесса, становление личности профессионала в условиях образовательного процесса. Этот подход методически представлен в технологии инновационного обучения, благодаря которому происходит освоение технологий решения проблем (формирование творческого мышления), формирование социально-психологической компетентности (развитие умений и навыков эффективного общения), а также актуализация творческого потенциала личности. Объективным свидетельством этого является тот факт, что в течение длительного времени исследования, выполненные в русле охарактеризованных концепций и направлений, получили поддержку и были реализованы в форме грантовых исследований.

М.М.Кашапов ведет большую и разнообразную научно-организационную работу. Под его научным руководством защищено 24 кандидатских и 2 докторских диссертации. По разрабатываемым темам опубликовано 5 монографий. А также под его научной редакцией издано 6 коллективных монографий, из них 5 - в Институте психологии РАН. Общий объем опубликованных работ составляет боле 450, из них 5 авторских монографии и 10 монографий (в соавторстве), 7 учебников (в соавторстве), 9 учебных пособий (из них - 1 с грифом УМО).

В реферируемых ведущих научных изданиях, рекомендуемых ВАК опубликовано 27 статей, а в зарубежных издания опубликовано 11 работ.

М.М.Кашапов - Действительный член Международной Академии психологических наук (Протокол № 10 от 9 октября 2002 г.), член её Президиума. Эксперт РГНФ. Член докторских диссертационных советов Д.212.002.02 в ЯрГУ им. П.Г.Демидова, ДМ 212.307.07 ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, ДМ 212.094.03 КГУ им. Н.А.Некрасова. Им оппонировано 85 кандидатских и 14 докторских диссертаций.

М.М.Кашапов являлся и является членом следующих редколлегий 7 журналов.

С 1996 года является исполнительным директор и членом правления Ярославского регионального отделения Российского психологического общества (РПО). Делегат второго (Ярославль, 1998), третьего (С.-Петербург, 2003), четвертого (Ростов-на-Дону, 2007) и пятого (Москва, 2012) съезда РПО. На 2 и 5 съезде РПО был членом оргкомитета. На 5 съезде РПО был членом Координационного совета. Главный редактор «Ярославского психологического вестника», издательство «Российское психологическое общество» (1998 - 2007 гг.). За этот период издано 24 номера Вестника.

Область основных научных интересов: психология мышления и научного творчества, конфликт, творчество, профессиональное развитие, акмеология, когнитивная психология, гештальттерапия, психологическое консультирование, профессиональное мышление, обучение одаренных.

Основные работы:

  1. Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. Учебное пособие. Ярославль. ЯрГУ. 1997. 100 с.
  2. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Монография. С.-Пб.: Алетейя, 2000. 463 с.
  3. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Учебное пособие. М.-Ярославль: Ремдер, 2003. 183 с.
  4. Кашапов М.М. Основы гештальттерапии: Ярославль, Яросл. гос. ун-т. 2004. 68 с.
  5. Кашапов М.М. Консультационная работа психолога. Учебное пособие (Гриф УМО). Ярославль, Яросл. гос. ун-т. 2005. 196 с.
  6. Кашапов М.М. Основы конфликтологии. Учебное пособие. Ярославль, Яросл. гос. ун-т. 2006. 116 с.
  7. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. М.: ПЕР СЭ. 2006. 688 с.) Кашапов М.М. Совершенствование творческого мышления профессионала. Монография. М.-Ярославль, МАПН, 2006. 313 с.
  8. Кашапов М.М. Стадии творческого мышления профессионала. Монография. Ярославль, Ремдер. 2009. 380 с.
  9. Кашапов М.М., Башкин М.В. Психология конфликтной компетентности: учеб. пособие: Яросл. гос. ун-т им. П.Г.Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 128 с.
  10. Кашапов М.М. Акмеология: учебное пособие; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ, 2011. 112 с.
  11. Кашапов М.М. Психология творческого процесса в конфликте. Монография. Ярославль, Яросл. гос. ун-т. 2011. 296 с.
  12. Кашапов М.М. Формирование профессионального творческого мышления: учеб. пособие; Яросл. гос. ун-т им. П.Г.Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2013. 136 с.