Содержание 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ВНУШАЕМОСТИ Гордеев М.Н., Власов Н.А. (Москва, Россия), Козлов В.В. (Ярославль, Россия)

Резюме: в статье представлен современный анализ методологии изучения внушаемости. Приводятся пять основных аспектов исследования данного феномена: проблема различения гипнабельности и внушаемости; методические сложности; отсутствие единой теории внушаемости; междисциплинарность изучаемого феномена; системность подхода к данной проблеме. В конце статьи делаются выводы о феномене внушаемости как о сложном системном явлении, которое может быть изучено лишь в интегративном контексте.

Ключевые слова: методология, внушаемость, гипнабельность, психоанализ, суггестия, бихевиоризм, неодиссоциация, манипуляция сознанием, социокогнитивная теория, гипноз, биологические основы психики, зеркальные нейроны.

Abstract: the article presents modern analysis methodology research of suggestibility. Here given five main aspects of the study of this phenomenon: the problem of distinguishing hypnoability and suggestibility; methodological complexity; the absence of a unified theory of suggestibility; the interdisciplinary study of the phenomenon; a systematic approach to the problem. At the end of the article draws conclusions about the phenomenon of suggestibility as a complex system phenomenon that can be researched only in the integrative context.

Key words: methodology, suggestibility, hypnoability, psychoanalysis, suggestion, behaviorism, neodissociation, manipulation with consciousness, sociocognitive theory, hypnosis, biological basis of psyche, mirror neurons.

ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ САМОРЕАЛИЗОВАННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Григорьева А.А. (Москва, Россия)

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию специфики влияния различных уровней самоактуализации на состояние самореализованности. В ходе исследования проведен теоретический анализ понятий самоактуализация и самореализация, а также эмпирические исследование взаимосвязи показателей самореализации  и самоактуализации на примере профессиональной деятельности педагогов. Для исследования уровня выраженности показателей самоакутализации и самореализации педагогов были использованы следующие психодиагностические методы: «Психологический портрет учителя» (З.Резапкина, Г.Резапкина); методика незаконченных предложений по изучению педагогического сознания (С.В.Пазухина);  тест «Шкала экзистенции» (А.Лэнгле); самоактуализационный тест (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, М.В.Загика и М.В.Кроз). Полученные результаты позволили сделать вывод о том,  что самоактуализация и самореализация являются взаимосвязанными, но не взаимозаменяемыми понятиями.

Ключевые слова: самоактуализация, самореализация, удовлетворенность профессиональной деятельностью, восприятие профессиональной деятельности  как ценности, положительное психоэмоциональное состояние,  положительное самоотношение, чувство реализованности смыслов.

Annotation: This article explores the influence of different levels of self-actualization on the state of self-realization. Made a comparative analysis of concepts self-actualisation and self-realization, and also empirical research of interrelation of indicators of self-realization and self- actualisation on the example of professional activity of teachers. For research of level of expressiveness of indicators of a self-actualisation and self-realization of teachers the following psychodiagnostic methods were used: "A psychological portrait of the teacher" (Z.Rezapkina, G. Rezapkin); technique of incomplete offers on studying of pedagogical consciousness (S. V. Pazukhin); Ekzistention Scale test (A. Laengle); Self-actualisation test (Yu. E. Alyoshina, L. Ya. Gozman, M. V. Zagika and M. V. Kroz). The received results allowed to draw a conclusion that self-actualisation and self-realization are interconnected, but not interchangeable concepts.

Keywords: self-actualisation, self-realization, satisfaction with professional activity, perception of professional activity as values, positive psychoemotional state, positive self-relation, feeling of a realizovannost of meanings.

ЦЕЛОСТНО-ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Залевский Г.В. (Калининград, Томск, Россия)

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВРАЧЕВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ Евстифеева Е.А., Филиппченкова С.И. (Тверь, Россия)

Аннотация: В статье аргументируется необходимость разработки психологической модели врачевания и экспликации психологического содержания взаимодействия врача и пациента, опираясь на методологию конструктивизма, субъектно-ориентированный, ситуативный и рефлексивный подходы, расширяющие представления о психологическом факторе в ситуации врачевания. Отталкиваясь от методологических, технологических ограничений доминирующей сегодня медицинской модели врачевания, наличных проблем медицинских технологий, внимание концентрируется вокруг психологических ресурсов, востребованных в связи с качественно усложняющейся идеей врачевания. В разрабатываемой психологической модели врачевания происходит сборка и интеграция субъектов врачевания в процессе совместной деятельности. Врач рефлексивно управляет пациентом путем процесса «передачи оснований для принятия решений пациентом». В такой рефлексивной модели врачевания взаимодействуют два субъекта (врач и пациент), обладающие свободой воли, разделенной ответственностью, рефлексивностью, доверием.

Ключевые слова: психологическая модель врачевания,  конструктивистская парадигма, рефлексивность, ответственность.

Annotation: This paper discusses the need for the development of psychological model of healing and explication of the psychological content of a doctor-patient relations, based on the methodology of constructivism, subject-oriented, situational and reflexive approaches that extend the idea of ​​the psychological factor in the situation of healing. Starting from the methodological and technological limitations dominant today in a medical model of healing, real problems of medical technology, attention is concentrated around the psychological resources that are in demand due to the increasing complexity of healing quality idea. The integration of subjects in the process of joint activity happens in the developed psychological model of healing. Doctor reflexively manages patients through the process of "transferring the basis for decision-making by the patient." Two subjects interact in a reflective model of healing (doctor and patient),who has free will, shared responsibility, reflexivity, trust.

Keywords: psychological model of healing, the constructivist paradigm, reflexivity, responsibility.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ Иванов Е.И., Турчин А.С.,  (Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация:В статье рассматриваются вопросы, связанные с первичным профессиональным самоопределением учащихся старших классов современной школы.

Ключевые слова: профориентация,  лидерство, креативность, тип профессии.

Annotation: The article discusses issues related to primary professional self-determination of senior students of the modern school.

Keywords: career guidance, leadership, creativity, profession type.

САМОРАСКРЫТИЕ ЛИЧНОСТИ: ОБСУЖДЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ФЕНОМЕНА Каратеев О.В. (Уфа, Башкиртостан)

Аннотация. Статья посвящена обсуждению понятия самораскрытия. Рассматриваются некоторые спорные атрибуты самораскрытия, а также связь феномена с доверием, самопрезентацией и общением.

Summary. This article is focused on the intention of self-disclosure. The phenomenon is explored in connection with the concepts of trust, self-presentation and communication, and discussed its controversial characteristics.

Ключевые слова: самораскрытие, самопрезентация, самопредъявление, общение, доверие.

Key words: self-disclosure, self-presentation, communication, trust.

МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ Карпов А.В. (Ярославль, Россия)

Аннотация: представлены материалы, раскрывающие состав и содержание особой, качественно специфической категории способностей личности – метакогнитивных способностей. Показано, какое место они занимают в общей структуре способностей. Дана психологическая характеристика метакогнитивных способностей. Рассмотрены возможности целенаправленного формирования метакогнитивных способностей.

Ключевые слова: метакогнитивные способности, общие способности, специальные способности, метакогнитивные процессы.

Abstract: the materials that reveal the structure and content of the special, distinct categories of abilities personality - metacognitive abilities. Shows what place they occupy in the overall structure of abilities. Provides a psychological description of metacognitive abilities. Considered the possibility of targeted development of metacognitive abilities.

Keywords: metacognitive ability, general ability, special ability, metacognitive processes.

НАДСИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ Кашапов М.М., (Ярославль, Россия)

Аннотация: В статье обосновывается перспективность идеи надситуативности как способности к творческому преодолению ограничений в ситуации выбора, к преобразованию наличных альтернатив. Выделены два типа профессионального мышления: надситуативное и ситуативное. Надситуативное мышление характеризуется набором ключевых интеллектуальных компетентностей, необходимых для преобразования себя как субъекта деятельности. А ситуативное мышление реализуется комплексом компетенций, значимых для успешного выполнения деятельности, а в случае необходимости и ее преобразования.

Ключевые слова: мышления, творчество, надситуативность, субъект, деятельность, надситуативное мышление профессионала.

Abstract: This article explains the perspectiveness of idea of nadsituativity as the ability to creatively overcome the limitations in the choice situation, to the transformation of available alternatives. There are two types of professional thinking were distinguished: nadsituational and situational. Nadsituational thinking is characterized by a set of key intellectual competencies needed to transform itself as a subject of activity. And situational thinking is realized by a set of competencies that are important to the successful implementation of activity, and, if necessary, its transformation.

Keywords: thinking, creativity, nadsituativity, subject, activity, a professional nadsituational thinking.

ПСИХОЛОГИЯ НАДЕЖДЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Климонтова Т.А. (Иркутск, Россия)

Аннотация. В статье представлен взгляд автора на феномен надежды с позиции постнекласснической методологии. Предлагается понимание надежды как антиципации идеального состояния жизненного мира человека. Анализируется феномен смерти надежды, психологические условия акутализации и инактуализации ее переживания.

Ключевые слова. Жизненный мир человека, надежда, смерть надежды, акуализация, инактуализация надежды.

PSYCHOLOGY OF HOPE: RESEARCH PERSPECTIVES

Abstract. The article presents the author's view on the phenomenon from the perspective of hope postneklassnicheskoy methodology. Offers insight into the hopes of anticipation as the ideal state of human life-world. Analyzes the phenomenon of  death of  the hope, and psychological conditions actualization and inactualization  it`s experiences.

Keywords. Life-world of man, the hope, the death of hope, actualization, inactualization of hope.

СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ФЕНОМЕН ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ В ЧЕЛОВЕКЕ Козлов В.В. (Ярославль, Россия)

Аннотация. Статья посвящена субъектности как интегративному  феномену природы и культуры в человеке. Особенности природы как  среды анализируются через интерперсону материальную, в которой дифференцируются измененная природа, сотворенная материальная среда, - символьно-образно-знаковая информационная среда. Субъектность автор определяет как сложную, открытую, многокомпонентную систему, способную поддерживать гомеостазис, целесообразное взаимодействие со средой, способную к адаптации, саморазвитию и генерированию новых структур и подсистем в соответствии со сложившейся ситуацией и новыми условиями для существования.

Ключевые слова. Интегративная психология, субъектность, природа, сознание, личность, система.

Abstract. The article deals with the subjectivity as the integrativnomu phenomenon of nature and culture in a person. Features of nature as a medium are analyzed via the interpersonu material, which differentiated the changed nature, the created tangible environment-symbolic-figurative-symbolic information environment. The author defines subjectivity as complex, open, multi-pillar system capable to maintain homeostasis, suitable interaction with the environment, able to adapt, self-development and creation of new structures and subsystems in accordance with the current situation and new conditions for existence.

Keywords. Integrative psychology, subjectivity, nature, consciousness, personality, system.

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТА Мазилов В.А. (Ярославль, Россия)

Резюме:  Статья  посвящена важной в методологическом отношении проблеме. Особенная актуальность данной работы состоит в том, что многими авторами она вообще не осознается как методологическая проблема. В популярном психологическом словаре факт вообще определяется как результат наблюдения или эксперимента, не допускающий неоднозначного толкования. Это противоречит широко известным ситуациям, когда факт оценивается и интерпретируется по-разному. Такой подход не позволяет конструктивно решить проблему. Анализируется подход к проблеме факта, который сложился в философии науки. Подробно описываются исследования А.Л.Никифорова, в которых предложено рассматривать факт как имеющий структуру. Это перспективный подход, но для психологии недостаточный.  Утверждается, что для психологии необходим уровневый подход к трактовке факта. Уровневый подход может быть реализован,  если проблема факта рассматривается  в контексте методологической теории  научного исследования.  Намечается перспектива дальнейших исследований, направленная на поиски синтеза уровневого строения и структурного анализа.

Ключевые слова: Методология, факт, психологическое исследование,  когнитивная методология, философия науки,  структура, уровень, предтеория

Summary: the article is devoted to the important methodological relation issue. The special relevance of this work is that many authors it is not recognized as a methodological problem. In the popular psychological dictionary is generally defined as the result of observation or experiment, does not allow equivocation. This contradicts the widely known situations where the fact is evaluated and interpreted in different ways. This approach does not allow to solve the problem. Examines the approach to the problem that has developed in the philosophy of science. Detailed research  of A.l. Nikiforov, which suggested that fact as a structure. This is a promising approach, but for lack of psychology.  States that for a level psychology approach to the interpretation of fact. Tiered approach can be implemented, if the problem that is being addressed in the context of the methodological theory of scientific research.  Is the prospect of further research aimed at finding the synthesis of tier buildings and structural analysis.

Кeywords: methodology, fact, psychological research methodology, philosophy, cognitive science, structure, level, pre-theory

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИИ:ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНЫЙ ПОДХОД Морогин В.Г., Ширяева А.А. (Абакан, Хакасия), Мазилов В.А. (Ярославль)

Аннотация. В статье обсуждаются современные точки зрения на проблему коррупции и коррупционной преступности. Констатируется, что в правительственных и социологических источниках коррупция рассматривается как общественный феномен, поэтому и методы борьбы с ней носят формально-бюрократический характер. Между тем, причина коррупции и коррупционной преступности в ее субъектах. Психологический подход к решению этой проблемы ставит в центр внимания «человеческий фактор». Предлагаемая в статье модель «коррупционной психодиагностики» и «антикоррупционной психопрофилактики» является одной из прикладных реализаций теории ценностно-потребностной сферы личности. Прототипом системы «коррупционной психодиагностики» является авторский продукт В.Г. Морогина «Компьютерная программа психологической диагностики этнической идентификации и этнической идентичности». «Коррупционная психодиагностика» даст возможность выявлять лиц, склонных к коррупции, претендующих на занятие руководящих должностей в государственных учреждениях, бизнес-структурах и СМИ, а также среди кандидатов в народные депутаты любого уровня, а разработанная на основе ее результатов технология «антикоррупционной психопрофилактики» позволит искоренить коррупцию в государственных и общественных учреждениях.

Ключевые слова: коррупционная психодиагностика, антикоррупционная психопрофилактика, ценностно-потребностная сфера личности (ЦПСЛ), общественная подструктура ЦПСЛ, родовая подструктура ЦПСЛ, личностно значимая ценность, коррупционно опасная ценность, коррупционно безопасная ценность, симультанная тахистоскопическая экспозиция, сукцессивная тахистоскопическая экспозиция, общественный коррупционный профиль, родовой коррупционный профиль.

Abstract. The modern point of view on the problem of corruption and corrupt criminality discusses in the article. States, that corruption considers as a social phenomenon in governmental and sociological sources, and therefore methods of fighting corruption are formally bureaucratic nature. Meanwhile, the cause of corruption and corruption criminality is in the subjects. Psychological approach to solving this problem puts in the spotlight the “human factor”. The proposed model of “corrupt psycho-diagnostics” and “anti-corrupt psycho-prevention” is one of the applied implementations of the theory of value-need personality sphere. The copyrighted product “Computer program of psychological diagnostics of ethnic identification and ethnic identity” by V.G. Morogin is the prototype of “corrupt psycho-diagnostics” system. “Corrupt psycho-diagnostics” will enable to identify persons who are prone to corruption, applying for employment of leadership roles within state institutions, business-structures and the media, and among of candidates for the parliament of any level. The technology “anti-corrupt psycho-prevention”, based on the results of “corrupt psycho-diagnostics”, will allow eliminate corruption in state and public institutions.

KeyWords: corrupt psycho-diagnostics, anti-corrupt psycho-prevention, value-need personality sphere (VNPS), social substructure of VNPS, family substructure of VNPS, personally meaningful value, corrupt dangerous value, corrupt safe value, simultaneous tachistoscope exposition, successive tachistoscope exposition, public corrupt profile, generic corrupt profile.

ПЛЮРАЛИЗМ И МОНИЗМ В МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ Мясоед П. А. (Полтава, Украина)

Аннотация. Критически оцениваются идеи методологии плюрализма, представляется реализующая методологию монизма концепция исторического метатеоретического анализа психологического познания. Освещаются позиции концепции:  мировоззренческая концепция раздвоенного и единого, включающего человека, мира; принцип историко-логико-психологического единства; основная проблема психологии и классический, неклассический и постнеклассический способы ее решений; принципы творческого диалога и дополнительности. Методология монизма применяется с целью систематизации психологического знания.

Ключевые слова: методология плюрализма и монизма, основная проблема психологии, психологическое мышление, категория практики, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Роменец, С.Л. Рубинштейн.

Abstract. In the article an ideas of pluralism methodology were evaluated critically. The conception of the historical metatheoretical analysis of psychological cognition that helps to implement the methodology of monism was also examined. The following points of the conception were elucidated: vision of bifurcated and single including human being world; the principle of historico-logical-psychological unity; classical, non-classical, and postnon-classical way of the solving of the main problem of psychology; the principle of the creative dialog; the principle of complementarity. The use of pluralism methodology for the systematization of psychological knowledge. 

Key words: the methodology of pluralism and monism, the main problem of psychology, psychological thinking, the category of practice, Lev Vygotsky, Alexei Leontiev, Vladimir Romenets, Sergei Rubinshtein.

ДИНАМИКА  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРИОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 1990-2005 ГГ. Назаров В.И., Пантюшина С.В., Никифорова Н.А. (Иваново, Россия)

Аннотация: В статье приведены результаты многолетних исследований закономерностей восприятия (перцепции) рабочими и сотрудниками ряда личностно-профессиональных качеств своих руководителей. Исследования проходили в период крупных изменений в обществе и государстве, что как показали авторы, отразилось на особенностях психологического отношения к руководителям. Исходя из полученных фактов, авторы показали социально-перцептивный процесс в управлении как меняющуюся форму взаимодействия субъекта с производственной и макросоциальной средой. Они же пришли к выводу, что изучавшийся процесс восприятия совмещается с перцептивной потребностью субъекта в своеобразной форме отражать условия производственной жизнедеятельности. Тем самым доказана реализация методологического принципа, согласно которому отраженные элементы действительности всегда выступают для субъекта в виде отношения к себе самому и другим элементам социального окружения.

Ключевые слова: социальная перцепция, управление, изменение макросреды, отношение к руководителю, причины, факторы влияния.

NAZAROV V.I., PANTUSHINA S. V., NIKIFOROVA N. A. DYNAMICS OF PSYCHOLOGICAL CHANGES IN THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL PERCEPTUAL PROCESSES IN THE MANAGEMENT OF THE ECONOMIC INSTABILITY OF 1990-2005.

Annotation: The issue is focused on the results of a long-term research into workers’ perception of personal and professional features of their manager. The research was held during the period of difficult changes in the society and government, and these factors found the reflection in the peculiarities of psychological attitude to the managers. Fallowing the facts, the authors presented social and perceptual process in management as a changing form of cooperation between subject and the production, micro social environment. The authors came into consideration that the process of perception connects with the subjects’ need of perception in a special form of reflecting conditions of their working activity. So the realization of methodological principle was proved, following which, the reflected elements of reality always advocate for the subject as a relationship to himself and other elements of the social environment.

Key words: social perception, management, changing of macroenvironment, attitude to the manager, reasons, influences.

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОСЕМАНТИКИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И ФИЛОСОФИИ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ. Петренко В.Ф., Супрун А.П. (Москва, Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы сознания и бессознательного в рамках методологии психосемантики,  идей  постнеклассической рациональности, и квантовой физики. Рассматриваются две формы описания в психосемантике. Гильбертово пространство  - для описания волновых состояний бессознательного  и семантических пространств, включающих категории пространства и времени для описания предметных образов  сознания. Проводится аналогия между процессами категоризации  в психологии и редукцией волновой функции в квантовой физике.   Выделяются  методологические принципы психосемантики, задающие её аксиоматику.

Ключевые слова.  Сознание, Бессознательное, Психосемантика, Квантовая перепутанность, Детерминизм, Свобода воли.

ПОЛИЦИКЛИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Поваренков Ю.П.,  (Ярославль, Россия)

Аннотация. В статье дана критика моноциклического подхода к  анализу профессионализации. Раскрыты основные положения полициклического подхода. Определено понятие профессионального цикла или цикла профессионального становления. Раскрыта внутренняя психологическая структура профессионального цикла. Определено понятие профессиональной задачи, выделены задачи профессиональной деятельности и задачи профессионального становления, раскрыта иерархическая структура их организации. Определены понятия стадий, периодов и фаз профессионализации, которые соотнесены с иерархической структурой профессиональных задач. Дана классификация различных видов профессиональных циклов. Выделены различные по психологическому содержанию  этапы профессионального пути. Показано их влияние на специфику реализации профессиональных циклов. Соотнесены между собой понятия биологического (астрономического) и профессионального возраста. Проанализированы основные виды  профессионального возраста.

Ключевые слова: профессиональное становление личности, моноциклический и полициклический подход к периодизации, профессиональный цикл, профессиональные задачи, профессиональный и астрономический (биологический) возраст человека.


POLYCYCLIC APPROACH TO THE STUDY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND THE REALIZATION OF PERSONALITY

Abstract. In the article given the criticism monocyclic approach to the analysis of professionalization. The basic provisions of polycyclic approach. The concept of professional cycle or cycle of professional development. Disclosed internal psychological structure of the professional cycle. The concept of professional tasks allocated tasks of professional activity and tasks of professional formation, the disclosed hierarchical structure of their organization. Defined the concept stages, periods and phases of professionalization, which correlated with the hierarchical structure of professional tasks. Classification of different types of professional cycles. Allocated on the psychological content of the stages of their professional career. Shown their influence on the specificity of the professional cycles. Correlated between biological concepts (astronomy) and the professional age. Analyzed the main types of professional age.

Keywords: professional development person, monocyclic and polycyclic approach to periodization, professional cycle, professional tasks, professional and astronomical (biological) age of the person.

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА ПСИХОЛОГИИ В XXI ВЕКЕ Слепко Ю.Н. (Ярославль, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается проблема методологического кризиса современной психологии. Вслед за исследованиями современных российских методологов (Ф.Е. Василюк, В.А. Мазилов, А.В. Юревич) автором описываются проявления кризиса в психологии. Формулируется идея о том, что появление и развитие трансперсональной психологии, использование восточной философии в понимании душевной жизни человека дает возможность для решения некоторых вопросов современной психологической науки - изменения языка науки, обновления методов и средств понимания психического.

Ключевые слова. методологический кризис, трансперсональная психология, язык науки, понимание.

Abstract. The problem of the methodological crisis of modern psychological science. Following the study of contemporary Russian methodology (FE Vasylyuk, VA Mazilov, AV Yurevich) The author describes the manifestations of the crisis in psychology. Formulated the idea that the emergence and development of transpersonal psychology, Eastern philosophy to use in understanding the spiritual life of man makes it possible to solve some problems of modern psychology - to change the language of science, update technologies and understanding of mental.

Keywords. methodological crisis, transpersonal psychology, language, science, understanding.

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ 1920-1930-Х ГГ. В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Стоюхина Н.Ю. (Нижний Новгород, Россия)

Аннотация. В данной статье автор анализирует представленность конкретного периода в истории психологии ХХ в. через содержание небольшого исторического фрагмента – историю советской психотехники. Автор рассматривает в качестве источниковой базы статьи и монографии по истории психологии отечественных и зарубежных авторов. Оказалось, что мы не имеем целостного знания по истории психотехники, оно раздроблено, фрагментарно. Отдельного замечания заслуживает невнятная декларация причин закрытия отрасли. Подобная ситуация сложилась ввиду того, что 1920-1930-е годы нашей истории – самые трудные в источниковедении, где существует много точек зрения и нет достаточной и адекватной базы источников.

Ключевые слова истории психологии, историко-психологические источники, статьи и монографии по истории психологии, советская психотехника 1920-1930-х гг., психология труда.

Annotation. In this article, the author analyzes representation of a particular period in the history of psychology pf the 20th century through the content of the history of Soviet psychotechnics. As a source the author examines articles and monographs about the history of psychology from domestic and foreign authors. It turned out that the history of psychotechnics was shattered, fragmented. Is it worth mentioning that the reasons for closing the industry were not clear. Such situation is due to the fact that the 1920-1930's were the most difficult times in the source study, where there were many points of view and not enough sufficient and adequate sources.

Key words: history of psychology, historical and psychological sources, articles and monography on the history of psychology, Soviet psychotechnics of 1920-1930., psychology of work.

Д.И. РЕЙТЫНБАРГ КАК МЕТОДОЛОГ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (ОСНОВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СССР) Стоюхина Н.Ю. (Нижний Новгород, Россия), Мазилов В.А. (Ярославль, Россия)

Аннотация. В статье автор рассказывает о психотехнике 1920-1930-х гг. Д.И. Рейтынбарге, специалисте и основателе психологии воздействия. Начало его научной деятельности было посвящено методологическому и методическому основанию новой для советской науки – психологии рекламы. В дальнейшем он перешел к изучению воздействия через плакат по технике безопасности труда, предложив множество методов для изучения его эффективности.

Ключевые слова. Психология воздействия, психотехника, психология рекламы и плаката, изучение эффективности воздействия.

Abstract. The author talks about psychotechnics of 1920-1930. D.I. Reytynbarge, specialist and founder of the psychology of influence. Beginning of his scientific activity was devoted to methodological base for the new Soviet science - psychology of advertising. Later, he went on to study the impact through Industrial Safety Poster, offering a variety of methods to study its effectiveness.

Keywords. Psychology of influence, psycho, psychology and advertising posters, study of the effectiveness of exposure.

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ОСНОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Субботина Л.Ю. (г. Ярославль, Россия)

Аннотация. В статье  рассматривается феномен психологической безопасности личности на всех уровнях организации психики: от нейродинамического до уровня самосознания. Психологическая безопасность рассматривается как состояние системно организованное на нескольких уровнях: психофизиологическом, психологическом и личностном.

Ключевые слова: психологическая безопасность личности, опасность, личность, психологическая защита.

MODERN COMPREHENSION OF THE FUNDAMENTALS OF PSYCHOLOGICAL SAFETY. Subbotinа Larisa

Annotation. The article discribed the phenomenon of psychological security of the individual at all levels of the psyche: from neurodynamic to the level of consciousness. This approach allows us not only to present a systematic psychological safety as a phenomenon of common individual action, but also to make a conclusion about its structure essence.

Key words: psychological safety of the person, danger, personality, psychological defense.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Трифонова С.А. (Ярославль, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается ситуационный подход как основа онтопсихологических исследований. Дается определение основному конструкту ситуационного подхода – ситуации. Описывается структура субъективной ситуации, ее содержание и специфика формирования.

Ключевые слова: онтопсихология, ситуационный подход, ситуация, структура и динамика ситуации

S. V. Trifonova, P. G. Demidov Yaroslavl State University, SITUATIONAL APPROACH AS A BASIS ONTOPSYCHOLOGICAL RESEARCH

The article discusses the situational approach as a basis ontopsychological research. Defines the basic construct of situational approach - situation. Describes the structure of subjective situation, the content and specificity of formation.

Key words: ontopsychology, situational approach, situation, structure and dynamics of the situation.

МЫСЛЬ И МЫШЛЕНИЕ, Шадриков В.Д. (Москва, Россия)

КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЕЕ ПРИКЛАДНЫХ ОТРАСЛЕЙ Шадрин Н.С., (Павлодар, Казахстан)

Аннотация: Современной кризис психологии находится в отношении преемственности с периодом ее открытого кризиса, однако его специфика состоит в возникновении большого числа дезинтегративных моделей и подходов. Естественный путь интеграции психологических течений, направлений, концепций лежит через их осмысление (мета-анализ) через призму четырех типов научной рациональности в психологии, сложившихся на протяжении ее истории (классическая, неклассическая, постнеклассическая и др.). Однако в силу несформированности постнеклассической рациональности в психологии, предполагающей введение ценностей в состав объяснительных моделей, «стереоскопическое» совмещение психологических концепций (на основе принципа дополнительности) оказывается затруднительным. В статье обсуждаются причины и частные проявления этого положения дел. Особо акцентируется разрыв между академической и практической психологией.

Ключевые слова: кризис психологии, классическая, неклассическая, постнеклассическая научная рациональность, ценности, академическая психология, практическая психология

Annotation. The current psychology crisis is a relation of continuity with the period of its open crisis, however its specificity consists in the appearance of very high numbers of disintegrating models and approaches. The natural way of integration of psychological currents, directions, concepts lies in their understanding of (meta - analysis) in the prism of four types of scientific rationality in psychology that developed throughout its history (classical, non-classical, post-non-classical, etc.). However, due to the absence of well-organized the post-non-classical rationality in the psychology presupposing the introduction of the values in the composition of explanatory models, "stereoscopic" combination of psychological concepts (based on the principle of complementarity) is difficult. In this paper the reasons and private manifestations of this situation are discussed. The gap between the academic and practical psychology is especially emphasized in it.

Key words: The crisis of psychology, classical, non-classical, post-non-classical scientific rationality, the values, academic psychology, practical psychology

СОЦИОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ Юревич А. В. (Москва, Россия)

Аннотация. Автор полагает, что саморефлексия психологии свелась преимущественно к ее методологической рефлексии - над развитием психологического знания. Вместе с тем  очень актуален и анализ происходящего в психологическом сообществе, а также его взаимоотношений с обществом, что должно стать предметом социологии психологии. Автор обобщает основные тенденции в развитии мирового и отечественного психологического сообщества, взаимоотношения психологической науки и практики в современном российском обществе. Он показывает, что психологическая культура нашего общества носит «закрытый» характер, психология занимает в современной России скромное место в сравнении с другими социогуманитарными дисциплинами, которое не соответствует ее возможностям и амбициям.

Ключевые слова: психология, общество, психологическое сообщество, социология психологии, психологическая наука и практика, тенденции, психологическая культура.

Abstract. The author supposes that self-reflection of psychology is reduced predominantly to its methodological reflection – over the development of psychological knowledge. Meanwhile the analysis of processes taking place within psychological community is very important, as well as the analysis of mutual relations between this community and society what is to become the subject of sociology of psychology. The author generalizes the main trends in the development of international and Russian psychological communities, mutual relations between psychological science and psychological practice in modern Russian society. He demonstrates that psychological culture of our society is “closed” by its character, and psychology occupies a rather modest place in modern Russia in comparison with other social sciences and humanities what is not in accordance with its opportunities and ambitions.   

Key words: psychology, society, psychological community, sociology of psychology, psychological science and practice, trends, psychological culture.

ЧЕТЫРЕХМЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОСТИЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНО-ИНТЕРДЕТЕРМИНИСТСКАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА Янчук В.А., (Минск, Беларусь)

Аннотация. Дана характеристика современного состояния психологического знания в контексте его эволюции: Для понимания природы прогресса в культуре и науке в целом и психологическом знании в частности предложен теоретический конструкт «культурно-научная традиция», позволяющий прослеживать изменения в общекультурном и научном мировоззрении на протяжении человеческой истории. Предложена авторская версия построения четырехмерного пространства постижения психологической феноменологии с позиций социокультурно-интердетерминистского диалогического подхода. Подход акцентирует внимание на интердетерминистском характере взаимоотношений ситуативной, личностной и активностной интердетерминант поведения, актуализирующихся в конкретном историко культурном контексте. Культурный контекст определяется в качестве универсального измерения оценки и развития психологического знания. Рассмотрение проблематики углубления понимания психологической феноменологии осуществляется в четырехмерном континууме культурной обусловленности осознаваемого-неосознаваемого-экзистенциального, позволяющего охватить все многообразие ее проявлений. Психологическое знание представляется как мультипарадигмальное. В качестве механизма нахождения новых ресурсов развития психологического знания предлагается межпарадигмальный диалог. Исходя из понимания культуры как ориентационной и нормативной структуры поведения и как коммуникативной матрицы, посредством которой поведение интерпретируется, интегрируется, координируется и санкционируется (R. Priest), обосновывается продуктивность использования концептуального аппарата эпистемического подхода Мишеля Фуко и культурного фрейминга Ирвина Гоффмана к пониманию роли культурной интердетерминации биопсихосоциальной сущности человека. Показаны эпистемические различия европейского (графического), китайского (иероглифического) и классического арабского языков. Показана роль диалога как механизма взаимодействия разнокачественных природ и интердетерминант поведения.

Ключевые слова: диалог; идиографическое; интегративная эклектика путем триангуляции; интердетерминация; интеграция; интерсубъективность; культура; культурно-научная традиция; культурный фрейминг; межпарадигмальный диалог; методологическая триангуляция; номотетическое; пространство био-психо-социального; пространство графического-иероглифического и классического арабского языков; пространство осознаваемого-бессознательного-экзистенциального; социокультурно-интердетерминистский диалогический подход; четырехмерное пространство постижения психологической феноменологии; эпистема; эпистемология; .

FOUR-DIMENSIONAL SPACE OF PSYCHOLOGICAL PHENOMENOLOGY COMPREHENSION: SOCIOCULTURAL-INTERDETERMINIST DIALOGICAL PERSPECTIVE, V.A. YANCHUK, PhD in Psychology, Professor

Abstract. The characteristic of a current state of psychological knowledge in a context of its evolution is given: For understanding of the nature of progress in culture and a science in the whole and psychological knowledge in particular the theoretical construct «cultural-scientific tradition» is offered, allowing to trace changes in common cultural and scientific worldview throughout a human history. Is offered author's version of four-dimensional space of psychological phenomenology comprehension from positions of the sociocultural-interdeterminist dialogical approach. The approach focuses attention on interdeteministic character of situational, personal and activity interdeterminants mutual relations of the behaviour staticized in concrete historical cultural context. The cultural context is defined as universal dimension of psychological knowledge evaluation and development. Consideration of a problematics of psychological phenomenology understanding deepening is carried out in four-dimensional continuum of cultural conditionality conscious-unconscious-existential, allowing to capture all variety of its manifestations. The psychological knowledge is represented as multiparadigm. Dialogue is offered as the mechanism of a finding of psychological knowledge development new resources interparadigm. Proceeding from understanding of culture as orientational and normative structure of behaviour and as communicative matrix by means of which it is interpreted, integrated, coordinated and sanctioned (R. Priest), efficiency of the conceptual device of the epistemic approach of Michel Foucault and cultural framing Irving Goffman to understanding of a role of a cultural interdetermination of biopsychosocial essence of the person use are substantiated. Are described epistemic distinctions of European (graphic), Chinese (hieroglyphic) and classical Arabian languages. Is demonstrated the role of dialogue as mechanism of multiqualitative natures and interdeterminants of behaviour interaction.

Keywords: culture; cultural framing; cultural scientific tradition; dialog; Episteme; Epistemology; emic; ethic; four-dimensional space of psychological phenomenology comprehension; ideographical; interdetermination; integration; integrative eclectical approach;  integrative eclectic through triangulation;  interparadigm dialog; intersubjectivity; methodological triangulation; nomothetical; sociocultural-interdeterminist dialogical approach; space of bio-psycho-social; space of conscious-unconscious-existential; space of graphic, hieroglyphic and classic Arabic languages; integrative eclectic through triangulation.

 

 

Сведения об авторах 

  • Власов Н. А. (Москва, Россия)  – ассистент кафедры Общей психологии и педагогики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова.
  • Гордеев М.Н. (Москва, Россия)  – профессор, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, ректор Института психотерапии и клинической психологии, Москва. 
  • Григорьева А.А. (Москва, Россия)  - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отделения профилактики употребления ПАВ среди лиц молодого возраста ФГБУ «Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии» Министерства здравоохранения России
  • Залевский Г.В. (Калининград, Россия) - доктор психологических наук, профессор Университета им. Э. Канта, академик МАПН
  • Евстифеева Е. А. (Тверь, Россия)  - доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой психологии и философии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет», академик МАПН
  • Иванов Е.И.  (г. С-Петербург, Россия) -  кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры общей и прикладной психологии, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД РФ,
  • Каратеев О.В. (Уфа, Башкиртостан) - преподаватель кафедры менеджмента и социальной психологии Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
  • Карпов А.В. (г. Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ЯРГУ, заведующий кафедрой психологии труда и организационной, академик МАПН, член-корреспондент РАО
  • Кашапов М.М. (г. Ярославль, Россия) – доктор психологических наук, профессор, академик МАПН, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, академик МАПН.
  • Климонтова Т.А. (Иркутск, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей и прикладной психологии  НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления», член-корреспондент МАПН
  • Козлов В.В. (г. Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор, заведующий  кафедрой социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, президент МАПН, главный редактор журналов «ЧФ:Социальный психолог» и «Вестник интегративной психологии», ежегодников «Седьмая волна психологии», «Методология современной психологии», член редколлегии ряда российских и зарубежных психологических журналов
  • Мазилов В.А. (Ярославль, Россия)-  доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», академик МАПН.
  • Морогин В.Г. (Абакан, Хакасия) - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии Медико-психолого-социального института ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», академик МАПН.
  • Мясоед П.А. (Полтава, Украина) -  кандидат психологических наук, доцент, практический психолог Полтавской специализированной школы-интерната № 2, Украина.
  • Назаров В.И. (Иваново, Россия) -  доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и прикладной психологии, ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» академик МАПН.
  • Никифорова Н.А. (Иваново, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», член-корреспондент МАПН
  • Пантюшина С.В. (Иваново, Россия) - старший преподаватель кафедры социальной работы и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
  • Петренко В.Ф. (Москва, Россия) - доктор психологических наук, профессор МГУ, член-корреспондент  РАН, академик МАПН, заведующий  лабораторией " Психология общения и психосемантика» (МГУ) и лабораторией "Когнитивные  исследования ИСА РАН.
  • Поваренков Ю.П.  (Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор  кафедры общей и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», академик МАПН.
  • Слепко Ю.Н. (Ярославль, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, декан педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, член-корреспондент МАПН
  • Стоюхина Н.Ю. (Нижний Новгород, Россия)  – кандидат  психологических наук, доцент кафедры психологии управления Нижегородского государственного университета им. Лобачевского
  • Супрун А.П. (Москва, Россия) кандидат  психологических наук, старший научный  сотрудник ИСА
  • Субботина Л.Ю. (г. Ярославль, Россия) –  доктор психологических наук, профессор, Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова, академик МАПН.
  • Трифонова С.А. (Ярославль, Россия) - кандидат  психологических наук, доцент кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, член-корреспондент МАПН
  • Турчин А.С. (г. С-Петербург, Россия) – доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии профессор, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД РФ, академик МАПН
  • Филиппченкова С.И. (Тверь, Россия) - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и философии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет», член-корреспондент МАПН
  • Шадриков В.Д. (Москва, Россия) – доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ, академик РАО
  • Шадрин Н.С. (Павлодар, Казахстан)– доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, зав. лабораторией экспериментальной психологии и психодиагностики Павлодарского государственного педагогического института.
  • Ширяева А.А. (Абакан, Хакасия) - аспирант кафедры психологии Медико-психолого-социального института ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», Абакан
  • Юревич А.В. (Москва, Россия) - доктор психологических наук, профессор МГУ, член-корреспондент  РАН, зам. директора ИП РАН.
  • Янчук В.А. (Минск, Белоруссия) - доктор психологических наук, профессор, декан Академии последипломного образования, академик МАПН

 

Скачать журнал  

{gcontent}Ссылка на скачивание{/gcontent}