Содержание 

Бабинцева Л.Н. (г. Иркутск, Россия) РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЕГО ПАРАМЕТРОВ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ ЗА ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье дается определение индивидуального стиля саморегуляции. Исследуется развитие индивидуального стиля саморегуляции и его параметров у студентов-психологов за время обучения в вузе. Результаты, полученные на выборке студентов, свидетельствуют о том, какие параметры индивидуального стиля саморегуляции за время обучения в вузе формируются интенсивно, какие развиваются слабо, а какие вообще не развиваются.

Ключевые слова. Индивидуальный стиль саморегуляции, планирование, моделирование, программирование и оценивание результатов своей деятельности, гибкость, самостоятельность, общий уровень саморегуляции.

Babintseva Ludmila THE DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL STYLE AND PARAMETERS OF SELF-REGULATION AMONG PSYCHOLOGY –MAJOR STUDENTS

Abstract. The article defines the concept of individual style of self-regulation. It investigates the development of the unique style of self-regulation and its parameters among psychology –major students during their studying at the university. Results obtained with a sample of studying students indicate which parameters of individual style of self-regulation form high, which develop low and which do not develop at all.

Keywords. Individual style of self-regulation, planning, modeling, programming and evaluation of the performance, facility, self-consistency and total level of self-regulation.

Берберян А.С. (г. Ереван, Армения) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены позиции личностно-центрированного обучения в контексте трансформационных процессов и экзистенциально-гуманистической концепции развития личности, значимые для проектирования и реализации в практике высшей школы. Результаты практического исследования выявили несформированность важнейших особенностей личности. Формирование гуманистической позиции студентов детерминировано основной внутренней предпосылкой - готовностью к личностно-центрированному взаимодействию в системе высшего образования.

Ключевые слова. Высшее профессиональное образование, экзистенциально-гуманистическая концепция развития личности студентов.

Annotation. The article deals with the position of student-centered learning in the context of the transformation processes and the existential-humanistic concept of development of the personality that are relevant to the design and implementation in practice of the higher school. The results of the practical investigations have revealed aborted major personality traits. Formation of a humanistic position of students is determined by the basic premise of the internal - readily to student-centered cooperation in higher education.

Keywords. Higher education, existential-humanistic conception of development of the personality of students.

Березуцкий В.И. (г. Днепропетровск, Украина) ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛЕКЦИИ[/icon]

Аннотация. Статья посвящена организации лекции для студентов медицинского вуза с точки зрения психологии внимания. Выделены типичные организационные ошибки, не позволяющие удерживать внимание аудитории. Показаны пути их устранения. Сделаны логически обоснованные выводы, указывающие на необходимость учета основных принципов психологии внимания для обеспечения высокой эффективности лекции.

Ключевые слова. Психология внимания, лекция, клиническая кафедра

Berezutsky V.I. PSYCHOLOGY OF ATTENTION AND EFFECTIVENESS OF CLINICAL LECTURES

Abstract. The article is devoted to students attention problems during lectures  at medical University. Typical organizational mistakes, that prevent holding attention of the audience have been revealed and the ways of their elimination have been suggested. The article prooves that basic psychological principles should be taken into account to improve the efficiency of lecturing.

Keywords. Psychology of attention, lecture, clinical departments

Данилов А.В. (г. Алматы, Казахстан)  «ВИБРАЦИОННЫЙ СЛУХ» КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ОТСЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КЛИЕНТА В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

Аннотация. В рамках данной статьи определяются принципы специфического слухового анализа звучания голоса человека, могущего стать инструментом, дополняющим существующие методики психодиагностики, и средством контроля действенности терапевтических методов, применяемых практикующими психологами. Также рассматриваются основные параметры такого способа диагностирования и даются рекомендации для их практического применения.

Ключевые слова. Психодиагностика, слух, голос, психотерапия, эмоции

Аnnotation. In this article are defineted the principles of specific hearing analyze of sounding human voice, which can become an instrument of making full the methods of psychical diagnostic, which exsit till nowadays. By means of these principals they can controll the efectivity of therapeutic methods used by practicing psycologists. There are also considered the main parameters of such method of diagnostic. The recommendations for their practical use are given too.

Keywords. Psycho-diagnostic, hearing, voice, psycho-therapy, emotions

ДьяконовГ.В. (г. Уфа, Россия) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ

Аннотация. В статье  рассматриваются  психологические  аспекты диалогического исследования герменевтики. Характеризуются психологические истоки герменевтики и ее диалогические основания  и особенности. Раскрываются экзистенциально-онтологические аспекты герменевтики, которые сближают ее с диалогической философией и психологией. Проанализированы диалогические взгляды М.М.Бахтина и показаны их герменевтическое содержание и потенциал.

Ключевые слова. Герменевтика, диалог, методология, экзистенция, онтология, конфликт, интерпретация

Diakonov G.V. THEPSYCHOLOGICAL ASPECTS  OFDIALOGICAL RESEARCHES OF HERMENEUTICS

Abstract. In  the  article  the psychological  aspects  of dialogical researches  of  hermeneutics are  examined .  The  psychological  sources  of  the hermeneutics  and  her  dialogical  grounds  and  features  are characterized.  The  existential-ontological  aspects of the hermeneutics,  that  draw   her  together with  dialogical philosophy  and  psychology,  open up.  The  dialogical  looks  of М.М. Bachtin  are analysed and  their  hermeneutics maintenance and potential are shown.

Keywords. Hermeneutics,  dialogue,  methodology, existention,  ontology,  conflict, interpretation

Залевский Г.В. (г. Томск, Калининград), Волов В.В. (г. Самара, Россия) НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАРОКСИЗМАЛЬНОГО МОЗГА

Аннотация. В работе представлен анализ оценки психоэмоционального состояния, проведенный на основе мониторинга обратной лицевой связи. На материале миографического исследования выявлены качественные и количественные особенности реагирования больных эпилепсией по ряду показателей базальных эмоций, полученных на основе матричного подхода и модели качественной диагностики. В группе больных эпилепсией на уровне лицевой экспрессии определены блоки эмоций, связанные с киральными эффектами (повторяющиеся в двух пробах характерные отклонения паттерна эмоции). Также установлены различия по количественным оценкам реагирования больных и здоровых испытуемых (p=0.005).

Ключевые слова: матрица базальных эмоций, напряженность психоэмоционального состояния, мимические паттерны, эпилепсия, психоэмоциональный баланс, устойчивость, ригидность.

Zalevsky G. V., Volov V. V. SOME PROBLEMS OF PSYCHO-EMOTIONAL STABILITY IN THE PARAXISMAL BRAIN CONDITIONS

Annotation. The article presents the analysis of psycho-emotional state estimation, which is based on the facial feedback monitoring. On the myographic research data it has been revealed qualitative and quantitative singularities of epileptics on the range of basal emotion indicators which have been received on the matrix method way basis and model of quality diagnostics. In the group of epileptics on the facial expression level it has been determined emotional blocks which are connected with ceral effects (repented characteristic deviation of emotional patterns in two probes). Besides it has been revealed differences on quantitative estimations between the epileptics reactions and healthy individuals .

Keywords. The basal emotions matrix, the tension of the psycho-emotional state, mimic pattern, epilepsy, psycho-emotional balance, stability, rigidity.

Карпов А.В. (г. Ярославль, Россия) ОБОБЩАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Аннотация. Представлены материалы, направленные на разработку обобщающей психологической теории принятия управленских решений. Сформулированы новые представления о структуре научных концепций в целом и психологических концепций, в частности. Управленческие решения раскрыты в их объективно главных гносеологических планах  онтологическом, структурном, функциональном, генетическом и интегративном, а также  в личностном и деятельностном аспектах. Доказано положение о структурно-уровневой организации управленческих решения и выявлены основные уровни их организации. Раскрыты и проинтерпретированы основные закономерности функциональной организации и генетической динамики процессов принятия управленческих решений.

Ключевые слова. Принятие решения, принятие управленческих решений, управленческая деятельность, структурно-уровневая организация, иерархия.

Abstract. The article presents the materials aimed at development of a generalized psychological theory of managerial decision-making. Formulated new ideas about the structure of scientific concepts in General, and psychological concepts in particular. Managerial decisions objectively revealed in their main gnoseological plans: ontological, structural, functional, genetic and integrative, as well as in personality and activity aspects. Proven the thesis of structural-level organization of managerial decisions and revealed the basic levels of their organization. Interpreted and revealed the main regularities of the functional organization and genetic dynamics of the processes of managerial decision-making.

Keywords. Decision-making, managerial decision-making, management activity, structural-level organization, hierarchy.

Кашапов М.М. (г. Ярославль, Россия) СОБЫТИЙНО-КОГНИТИВЫНЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СУБЪЕКТА  (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (Проект № 16-06-00196а))

Аннотация. В статье проведен обзор подходов, ориентированных на реализацию ментальных ресурсов субъекта. Представлено обоснование ситуативности/надситуативности мышления в качестве метакогнитивного средства решения коммуникативных проблемных ситуаций. Обосновано использование метакогнитивных стратегий в контексте обнаружения надситуативной проблемности в решаемой проблемной ситуации. Описаны стадии реализация ментального ресурса субъекта.

Ключевые слова. Событийность, событийность мышления, ситуации, трансформации, события, профессионализации, социализации.

Kashapov M.M.ECOPSYCHOLOGICAL BASES OF INTERACTION WITH THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF REALIZATION OF THE SUBJECT’S MENTAL RESOURCES

Abstract. This article provides an overview of approaches aimed at the realization of the subject’s mental resources. The justification situational / suprasituational thinking as a metacognitive means of solving the communication problem situations is presented. It  is  proved theusing of metacognitive strategies in the context of detecting suprasituational problematics in a problem situation solved. We describe the stages of implementation of the mental resouse  of  the subject.

Keywords. Event, event-thinking the situation, the transformation event, professionalisation, socialization.

Квон Д.С. (г. Алматы, Казахстан). АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье анализируются антропологические модели в сфере проблематики психологии личности, с целью определения критериев, адекватных задачам практической психологии

Ключевые слова. Антропология, метод, личность, эволюция, ортодоксальная Христианская догматика.

Kvon D.S. PhD, City Almaty ANTHROPOLOGICAL  MODELS  OF PSYCHOLOGY

Abstract. IN this article anthropological models in the sphere of psychological problems concerning personality are analysed with the aim of defining the criteria adequate to the tasks of practical psychology.

Keywords. Anthropology, method,  personality,  evolution,  orthodox Christian dogmatics.

Кирдянкина С.В. (г. Иркутск, Россия). СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. В статье раскрывается сущность социального развития дошкольника, его включение в систему общественных отношений. Описывается процесс социально личностного развития дошкольников. Предлагается модель проектирования социальной ситуации развития дошкольников.

Ключевые слова. Детство, социальная ситуация развития, социальные навыки, социализация, позитивная социализация ребенка, ребенок как субъект образования, ведущий вид деятельности, ФГОС дошкольного образования.

Kirdiankina S.V.SOCIAL SITUATION OF PRESCHOOLERS` DEVELOPMENT AS PSYCHOSOCIAL PHENOMENON

Abstract. The article interprets the idea of social preschooler’s development, his involving into the social relations system. It describes the process of socially personal preschoolers` development. It offers the model of social situation preschoolers` development projection.

Keywords. Childhood, social situation development, social skills, socialization, positive child`s socialization, child as educational subject, leading activity type, FSES of preschool education.

Киселева Т. Г. (г. Ярославль, Россия); Опарин А. А. (г. Ярославль, Россия) ДИНАМИКА ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №11-06-00738а)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования ценностно-мотивационной сферы студентов в ходе лонгитюдного исследования на протяжении 4 лет обучения. Авторами показана и проанализирована динамика смены мотивов в процессе становления профессионала, при переходе от одной ступени обучения к другой. На основе полученных данных были сформулированы рекомендации по формированию и повышению учебно-профессиональной мотивации с учетом возрастной динамики.

Ключевые слова. Ценностно-мотивационная сфера, учебно-профессиональная деятельность, социальная педагогика, коррекционно-развивающая работа.

THE DYNAMIC OF VALUE-MOTIVATIONAL SPHERE OF SOCIAL PEDAGOGUE

Abstract. The article presents the results of research of student's value-motivational sphere for 4 years of study. The authors analyze the dynamic of the motive's change in the process of becoming professional, when students are moving from one stage of education to another. The authors formulate recommendations for developing and increasing educational and professional motivation of student.

Keywords. Value-motivational sphere, educational-professional activity, social education, correctional work.

Козлов В.В. (г. Ярославль, Россия) ПСИХОЛОГИЯ ИНСАЙТА

Аннотация. Статья посвящена психологическому  описанию инсайта и исследованию основных его видов. Автор считает, что эвристическое состояние сознания характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики (когнитивных, витальных, организмических). В статье анализируются научные, личностные, психотерапевтические, духовные инсайты. Так же автором выделяются инсайты в измененных состояниях сознания.

Ключевые слова. Инсайт, сознание, измененные состояния сознания, эврика, творчество, переживание, личность, духовное, обыденное.

Abstract. The article gives a psychological description to insight and itsmaintypes. The author believes that the heuristic state of consciousness is characterized by maximum mobilization of the reserve capacity of human mind (cognitive, vital and organismic). The article analyzes scientific, personal, psychotherapeutic and spiritual insights, and speaks about insights in altered states of consciousness.

Keywords. Insight, consciousness, altered states of consciousness, aha moment, creativity, experience, identity, spiritual, everyday.

Козлов В.В. (г. Ярославль, Россия), Гордеев М.Н. (г. Москва, Россия), Власов Н.А. (г. Москва, Россия) ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ

Аннотация. В статье представлен современный анализ основных теорий делегирования ответственности. Приводятся определение данного явления, его основные исследования. Рассматриваются следующие подходы: психодинамический, когнитивно-поведенческий и экзистенциально-гуманистический. В конце статьи делаются выводы о феномене делегирования ответственности как о сложном системном явлении, которое может быть изучено лишь в интегративном контексте.

Ключевые слова. Делегирование ответственности, внушаемость, психоанализ, аналитическая психология, бихевиоризм, манипуляция сознанием, каузальная атрибуция, выученная беспомощность, гештальт-терапия.

DELEGATION OF RESPONSIBILITY: THE BASIC THEORIES

Abstract. The article presents analysis of major contemporary theories of delegation of responsibility. Given the definition of the phenomenon, its basic research. Discusses the following approaches: psychodynamic, cognitive-behavioral and existential-humanistic. At the end of the article conclusions about the phenomenon of delegation of responsibility as a complex systemic phenomenon which can only be studied in an integrative context.

Keywords. Delegation of responsibility, suggestibility, psychoanalysis, analytical psychology, behaviorism, mind control, causal attributions, learned helplessness, Gestalt therapy.

Курилович М.А. (г. Минск, Республика Беларусь) ДИАЛОГ КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В настоящей статье мы рассматриваем возможности и ограничения для диалога как парадигмы развития в современном обществе.  Существующая реальность не способствует организации диалога в силу сложившихся институциональных требований, как к содержанию диалога, так и к формам его трансляции. В то же время, в свете возрастающих требований к качеству жизни, ее перестройки, организация диалога в процессе жизнедеятельности выступает уже как необходимость. Диалог в современном обществе может служить для развития личности, овладения навыками конструктивного, творческого общения.

Организация диалога сама по себе предполагает значительные личностные затраты. Это значительные усилия по изменению традиционных представлений об асимметричности ролей участников  процесса, принятие на себя риска изменения собственных убеждений, готовность к возможной неудаче коммуникации. Однако если в конце концов диалог осуществляется, то все эти затраты окупаются, предоставляя возможность участникам диалога для личностного развития и развития общества в целом.

[icon class="text-icon write"]Ключевые слова. Диалог, парадигма, диалог культур, многосубъектный диалог, развитие общества через призму диалога, субъект-субъектные отношения.

Abstract. In this article we consider possibilities and limitations of dialogue as a new paradigm of development in modern society. The current reality is not conducive to dialogue due to the current institutional requirements, as to the content of the dialogue and the forms of its translation. At the same time, in the light of increasing requirements to the quality of life of its restructuring, the organization of dialogue in the process of life itself as a necessity. The dialogue in today's society can serve for personal development, mastering the skills of constructive, creative communication.

The dialogue itself involves significant personal costs. This is a significant effort to change traditional ideas about the asymmetric roles of the participants of the process, taking on the risk of changes in their own beliefs, readiness for the possible failure of communication. However, if in the end the diaogue is done, all these costs are repaid by providing participants the opportunity of dialogue for personal development and development of society as a whole.

Keywords. Dialogue, paradigm, dialogue of cultures, the multi-stakeholder dialogue, the development of society through the prism of dialogue, subject-subject relations.

Литке С. Г. ОСОЗНАННОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕГРАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Тенденция интегрировать различные сферы человеческой жизни является следствием глобализации. Культурный контекст является универсальным измерением оценки и развития личностной осознанности.  Осознание как процесс – это системная организация психопрофилактической деятельности, направленной на интеграцию разнообразных языковых средств сознания, обеспечивающую понимание целостной картины происходящего в жизни человека. Осознанность как  результат - это интеграция информационного потенциала, проявленная как целостная структура отдельных интеграционных потенциалов в индивидуальном свободном сознании в форме творческих продуктов, в том числе нематериальных. Осознанность как результат жизнетворчества можно представить в формате структурно-содержательной картографии личности.

Ключевые слова. Интегративная модели личность. Осознание. Осознанность. Структурно-содержательная картографии личности.

LITKE S. G. AWARENESS IN CULTURAL INTEGRATION SPACE

Abstract. The trend to integrate the various spheres of human life is a consequence of globalization. Cultural context is a universal dimension of evaluation and development of personal awareness.  Awareness of how a process is the systematic organization of psycho-prophylactic activities aimed at the integration of a variety of linguistic nuances of consciousness that provides an understanding of the complete picture of what is happening in a person's life. Mindfulness as a result is the integration of information capacity, shown as a complete structure of the individual integration capabilities in individual free consciousness in the form of creative products, including intangible. Awareness as a result of creation of life can be represented in the format of a structurally-informative mapping of personality.

Keywords. Integrative model of personality. Awareness. Mindfulness. Structurally-informative mapping of personality.

Лычагина С.В., Турчин А.С. (г. Санкт-Петербург, Россия) АКМЕОЛОГИЯ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация.  В статье «Акмеология средств учебной деятельности” рассматривается возможность выделения отдельной отрасли, находящейся на стыке общей и педагогической акмеологии, анализируются причины торможения в системе освоения учебной деятельности современными учащимися.

Ключевые слова. Акмеология, моделирование, знак, знаково-символические средства, учебная деятельность.

Lychagina S. V., Turchin A. S. ACMEOLOGY FUNDS LEARNING ACTIVITY

Abstract. In the article Turchin A.S. «Acmeology of means of training activities is considered a possibility of granting a separate branch, located at the crossroads of General and pedagogical acmeology, analyzes the causes deceleration in the system of development of educational activity of modern students.

Keywords. Acmeology, modeling, sign, sign-symbolic means, educational activity.

Мазилов В.А. (г. Ярославль, Россия) НА ПУТИ К ФИЛОСОФИИ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. Статья посвящена обсуждение вопроса о взаимоотношении психологии и философии. Анализируются отношения между психологией и философией во время выделения психологии в самостоятельную науки и в более позднее время. В статье анализируются особенности трактовки феномена науки в философии науки.  Констатируется, что философия науки в качестве идеала принимает естественную науку. В результате оказывается, что при анализе науки психологии, которая рассматривается как социогуманитарная дисциплина, важные ее особенности оказываются вне поля внимания исследователей. В итоге в психологии данные анализа,  предпринятого  философией науки, оказываются невостребованными. в настоящее время мы являемся свидетелями того, что философия науки оказывает косвенное негативное влияние на положение в психологической науке. Некоторые положения философии науки, будучи распространяемы на науку "вообще", становятся мифами, препятствующими реализации позитивных тенденций. Отметим, что вред от мифов, основанных на вольно интерпретированных выводах из философии науки, заключается в следующем:  представляется, что взаимопонимание между различными подходами и школами в принципе невозможно, а это реально препятствует осуществлению интеграционных процессов в психологической науке. Констатируется необходимость разработки философии психологии как части психологии. Очерчивается круг проблем философии психологии.

Ключевые слова. Философия, психология, философская психология, философия психологии

Annotation. The article is devoted to a discussion of the relationship between psychology and philosophy. Analyzes the relationship between psychology and philosophy at the time of allocation of psychology as an independent science, and at a later time. The article analyzes the features of the interpretation of the phenomenon of science in philosophy of science. It is stated that the philosophy of science as an ideal takes natural science. As a result, it turns out that the analysis of the psychology of science, which is regarded as socio-humanitarian discipline, its important features are out of attention of researchers. As a result, in the psychology of the data analysis undertaken by the philosophy of science, it is unused. now we are witnessing the fact that the philosophy of science has an indirect negative impact on the situation in psychological science. Some provisions of the philosophy of science, being poorly distributed on science "in general" are myths that hinder the realization of the positive trends. It should be noted that the damage from the myths, based loosely interpreted the findings of the philosophy of science, is the following: it seems that the understanding between the different approaches and schools impossible in principle, and it really hinders the implementation of integration processes in psychological science. It is stated the need for a philosophy of psychology as a part of psychology. It outlines the problems of philosophy of psychology.

Keywords. Philosophy, psychology, philosophical psychology, psychology, philosophy of psychology

Мазилов В.А. (г. Ярославль, Россия), Голубкова Е.А. (г. Ярославль, Россия) КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: ФАКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье дается характеристика коммуникативной методологии психологической науки. Коммуникативная методология представляет собой нетрадиционную сферу методологии психологической науки. Коммуникативная методология призвана помочь нахождению взаимопонимания как «внутри» научной психологии, так и в психологии в целом. Смысл коммуникативной методологии – в соотнесении (в первую очередь в разработке инструментария, аппарата такого соотнесения) теорий разного уровня и разных методологических ориентаций и подходов.

Ключевые слова. Методология, методология психологии,  коммуникативная методология.

Abstract. This paper describes the сommunicative methodology of  psychology. Communicative methodology is the methodology of non-traditional areas of psychology. Communicative methodology is designed to help find mutual understanding as the "inside" of scientific psychology and psychology in general. The meaning of the communicative methodology - in correlation (primarily in the development of tools, apparatus such correlation) theories of different levels and different methodological approaches and orientations.

Keywords. Мethodology, methodology of psychology, communicative methodology.

Мазилов В. А. (г. Ярославль, Россия), Рыльская Е. А. (г. Челябинск, Россия) ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация. Рассмотрены тенденции становления научных представлений о феномене жизнеспособности человека в историческом контексте методологии психологии. Представлен алгоритм разработки и содержательная характеристика «предтеории» жизнеспособности человека. Показаны эвристические возможности, перспективы и ограничения коммуникативной методологии в исследовании жизнеспособности человека.

Ключевые слова. Жизнеспособность, коммуникативная методология, предмет психологии, внутренний мир, парадигмы: классическая, неклассическая, постнеклассическая.

Annotation. The article deals with the trends of developing of scientific views on person’s vital ability  in the historical context of the methodology of psychology. It is presented the model of exploitation and content of the ‟before-theory„ of vital ability of the person. The cognitive opportunities, perspectives and limits of communicative methodology while person’s vital ability investigating are shown.

Keywords. Vital ability, communicative methodology, object of psychology, inner world, paradigms: classical, non-classical, post-non-classical.

Мищик С.А. (г. Новороссийск, Россия) ПЕДАГОГОМЕТРИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА БАЗИСНОЙ ФАЗЫ ЦЕЛОСТНО-СИСТЕМНОГО ЦИКЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация: Предложена педагогометрическая структура базисной фазы целостно-системного цикла образовательных объектов целостно-системной жизнедеятельности через применение двенадцати конечной звезды Эрцгаммы в качестве ведущего формообразовательного процесса относительно психолого-педагогической теории деятельности, психолого-педагогического системного анализа и теории формирования умственных действий. Рассматривается начальная фаза целостно-системного цикла относительно возникновения, существования и особенностей внешней и внутренней структуры образовательного пространства.

Ключевые слова: педагогометрика, системность, целостность, субъект деятельности, личность, анализ, звезда Эрцгаммы, образовательное пространство.

PEDAGOGOMETRICHESKAYA STRUCTURE OF BASIC PHASE INTEGRITY-SYSTEM CYCLE OF EDUCATIONAL FACILITIES

Abstract. Offered pedagogometricheskaya structure of basic phase integrity-system cycle of educational facilitiesholistic system of life-through the use of twelve pointed star as the lead Ertsgammy formative processes regarding the psycho-pedagogical activity theory, psycho-pedagogical system analysis and the theory of the formation of mental actions.We consider the initial phase of integrity-system cycle regarding the occurrence, existence and characteristics of the external and internal structure of the educational space.

Keywords. Pedagogometrika, consistency, integrity, stakeholders, personality analysis, star Ertsgammy, educational space.

Нагдян Р.М. (г. Ереван, Армения)ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА (ОТ СОВРЕМЕННОЙ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ)

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы о связи эмпирической психологии с метафизикой. Указывается на то, что наука, изучающая природные явления, содержит в себе и метафизическую часть, что относится и к эмпирической психологии. Обосновывается также, что трансцендентальная психология, изучающая принципы порождения психического, в своей основе должна быть метафизической. В статье подчеркивается сходство и различия между трансцендентальной и трансперсональной психологиями.

Ключевые слова. Эмпирическая психология, метафизика, процесс порождения, трансцендентальная психология, трансперсональная психология.

Naghdyan R.M.EMPIRICAL PSYCHOLOGY AND METAPHYSICS(FROM MODERN EMPIRICAL PSYCHOLOGY TO THE TRANSCENDENTAL).

Abstract. The article discusses the connection between the empirical  psychology and metaphysics. It specifies that the science that studies the natural phenomena, contains a metaphysical and the part,  which applies to empirical psychology. Also substantiates that transcendental psychology, which studies the principles of generating mental, basically to be metaphysical. The article highlights the similarities and differences between the transcendental and transpersonal psychology.

Keywords. Empirical psychology, metaphysics, the generation process, transcendental psychology, transpersonal psychology.

Овсянников Р.Ю. (г. Санкт-Петербург, Россия), Турчин А.С. (г. Санкт-Петербург, Россия) ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТРОЕНИЯ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема понимания семиозиса – процесса порождения и функционирования знаков в особых деятельностях, как пути, характеризующего антропогенез как принципиально отличный путь развития человеческого вида. Проанализированы уровни развития семиотической функции в традиционном и развивающем обучении. Сделан вывод о возможности построения семиодеятельностного подхода к обучению, преодолевающего разрыв в современной системе образования между предметным содержанием осваиваемых школьниками и студентами учебных дисциплин и инструментальной основой учебной деятельности.

Ключевые слова. Семиозис, учебная деятельность, развитие, культура, традиционное обучение, язык, тип учения.

Ovsyannikov Yu.R., Turchin A. S. THE PROSPECTS OF BUILDING A SEMIOTIC APPROACH TO THE DEVELOPMENT THE SUBJECT OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Abstract. The article considers the problem of understanding semiosis – the process of generating and functioning of signs in special operations as a way of characterizing anthropology as a fundamentally different way of development of the human species. Analyzed the levels of development of the semiotic function in the traditional and developmental education. The conclusion about the possibility of building semidesyatiletnego approach to learning that overcomes the gap in the modern education system between the substantive content of master students, academic disciplines, and the instrumental basis of educational activity.

Keywords. Semiosis, learning activities, development, culture, traditional teaching, language, teaching

Оспанова Я.Н. (г. Астана, Казахстан) СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Аннотация. В статье проанализированы причины наркотизма в подростковом и юношеском возрасте, условия, повышающие сенситивность. Описаны результаты SWOT-анализа профилактики наркомании с позиции информирующего подхода, мониторинга деятельности вузов Республики Казахстан по организации профилактики наркомании в студенческой среде.  Рассматривается переход к новой парадигме в профилактике наркомании с позиций социально-личностного подхода.   

Ключевые слова. Подростки, молодежь, профилактика, девиантное поведение, наркозависимость, социально-личностный подход, рефлексия, сенситивность.

MODERN APPROACHES TO PREVENTING  DEPENDENCE ON THE DRUGS MEANS AND PSYCHO-ACTIVE SUBSTANCES

Annotation.  In the article the author analysed the reasons of narcotism of the adolescents and teenagers, the сonditions, increasing sensitivity. The author described the results of SWOT-analysis of the drug prevention from the position of the informing  approach, monitoring  of the activity of the higher educational establishments of the Republic of Kazakhstan on the organization of drug prevention  in the student environment .  The author considers the transmission to a new paradigm in drug prevention from the positions of the social-personal approach.

Keywords. Adolescents, the youth, prevention, deviant behavior, drug-addiction, social-personal approach, reflection, sensitivity.

Панова Н.В. (г. Челябинск, Россия), Степанов О.Г. (г. Челябинск, Россия) СВЯЗЬ СИГНАЛОВ КИСТЕВОГО ЯЗЫКА И ПЛАЧА У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация. Сигналы рук-кистей младенца имеют особое значение для трактовки плача, негативных реакций и их ожидания-предчувствия. Это может быть хорошей помощью для анализа эмоционального состояния детей раннего возраста. Разделение состояния  появившейся тревоги и напряжения/перенапряжения  по степени выраженности проявлений может быть применено в оценке содружественности и конгруэнтности всех клинических признаков состояния ребенка. Другими словами, «кисть может раньше показать» вам, что состояние малыша меняется в лучшую или не лучшую сторону при отсутствии других визуальных признаков.      

Ключевые слова. Пренатальные отношения, кистевой язык, плач, крик, поведенческие состояния, новорожденный ребенок.

COMMUNICATION SIGNAL CARPAL LANGUAGE AND CRYING BABIES.

Annotation. Carpal language signal are of particular importance for the interpretation of the cry of negative reactions. This can be a good help for the analysis of the emotional state of the children. Separation of signal carpal language in severity necessary to assess the competitiveness of the all clinical signs of the child’s condition. “Brush” may be used to show that the condition of the baby is changed in the absence of other clinical signs.

Keywords.Prenatal relations, carpal language, cry, behavioral states, newborn baby.

Пискарев П.М. (г. Москва, Россия) ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДА «НЕЙРОГРАФИКА»

Аннотация. Статья анализирует особенности рынка консультационных услуг в сфере предпринимательской деятельности и деятельности компаний. Озвучивает сформировавшуюся необходимость в разработке нового метода, направленного на принятие решений. Рассматриваются предпосылки формирования метода «нейрографика» и выдвигаемые задачи метода. Опираясь на особенности психических процессов, выделены основные этапы работы метода.

Ключевые слова. Нейрографика, метод, проективные методики, коммуникация, репрезентация, интериоризация, экстериоризация.

Поварёнков  Ю.П. (г. Ярославль, Россия) УТОЧНЁННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы содержания, функций и видов профессиональных задач личности. Дано развёрнутое определения понятий "задача" и "профессиональная задача". Определено понятие профессионального становления личности как последовательное и параллельное решения системы профессиональных задач. Раскрыто методологическое значение концепции общественной задачи К.А. Абульхановой-Славской. Выделено и описано два вида профессиональных задач: задачи профессиональной деятельности и задачи профессионального становления, которые названы  метапрофессиональными. Проанализированы иерархические отношения между ними. Выделено и определено два подвида метапрофессиональных задач: задачи профессионального развития и задачи карьерного развития. Показано, что они отражают две стороны единого процесса профессионализации. Дана характеристика индивидуальных и нормативных профессиональных задач, раскрыта специфика их взаимодействия в ходе профессионализации.

Ключевые слова. Профессиональное становление личности, профессиональные задачи, задачи профессиональной деятельности, метапрофессиональные задачи, индивидуальные и нормативные профессиональные задачи

Abstract. The content, functions and kinds of professional problems of identity are discussed in the article. Detailed definitions of the terms "objective" and "professional duty" in given article. The Concept of professional formation of the personality is defined as the solution of the system of professional tasks. Methodological significance of the concept of public tasks K. A. Abulkhanova-Slavska solved. Two types of professional tasks of a professional activity and tasks of professional formation, which are named metaprofessional tasks are identified and described  Hierarchical relationships between them analyzed. Two subspecies metaprofessional tasks allocated and defined: objectives professional development objectives and career development. It is shown, that they represent two sides of a single process of professionalization. Individual characteristics and regulatory professional tasks is given in the article. The specificity of their interaction in the course of professionalization is disclosed.

Keywords. Professional formation of personality, professional goals and tasks of professional activity, metaprofessional task, personal and professional regulatory tasks.

Романов И.В. (г. Иваново, Россия) ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ЗНАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ В ПСИХОЛОГИИ (при поддержке РГНФ, грант 14-06-00457)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов связанных с тем, что любая открытая нелинейная среда содержит латентные, инвариантные формы организации. В контексте нелинейных систем рассматривается и обосновывается утверждение о том, что каждый отдельный человек сложнее общества, т.к. его нелинейность, как сложной системы, выше чем у общества в целом. Обращается внимание на согласованность данного утверждения с древними философскими учениями и античными идеями мире как о потенциальном и непроявленном, а также современными представлениями о принципах целостности и холизма. В статье проводится анализ терминов интер-, поли- и трансдисциплинарность. Отражается продуктивность и перспективность трансдициплинарного видения научных проблем, как антитезы гиперспециализации дисциплин, процессов, ведущих к фрагментации и раздроблению знания.

Ключевые слова. Моделирование социально-психологических объектов, нелинейность сложных систем, трансдисциплинарность когнитивных схем

Romanov I.V. Transdisciplinary of Knowledge in the Study of Nonlinear Systems in Psychology. (With the assistance of Russian Humanitarian Scientific Fund, grant 14-06-00457)

Abstract. The article is devoted to consideration of the issues associated with the fact that any open nonlinear environment contains latent invariant forms of organization. It is considered and substantiated the statement in the context of nonlinear systems that every individual is more difficult than the society, because its nonlinearity as a complex system is higher than the society one. The attention is drawn to consistency of this statement and the ancient philosophical doctrines and ideas of the world as a potential and unmanifest thing, as well as modern views on the principles of integrity and holism. The article analysis the terms inter-, poly- and transdisciplinarity. It reflects productivity and prospects of the transdisciplinary vision of scientific problems as the antithesis of hyperspecialization of disciplines, processes leading to fragmentation and disintegration of knowledge.

Keywords. Modeling of socio-psychological objects, nonlinearity of complex systems, transdisciplinarity of cognitive schemes            

Сандомирский М.Е. (г. Москва, Россия) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. Рассматриваются вопросы интенсификации образования, связанные с вызванной увеличением объема знаний в информационном обществе когнитивной и профессиональной революцией. Обосновывается необходимость внедрения интенсивных интегративных психотехнологий обучения, разработанных на методологической основе матетики Я.А. Коменского и утилизирующих феномен искусственной сенситивности, достигаемой за счет физиологической возрастной регрессии.  

Ключевые слова. Интенсивные интегративные психотехнологии обучения, ИИПТО, психотерапия в образовании, искусственная сенситивность, возрастная регрессия, информационное общество, когнитивная революция, матетика, Коменский

Sandomirsky Mark  E. SOCIAL PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOTHERAPEUTICAL ASPECTS OF INTENSIVE INTEGRATIVE EDUCATIONAL PSYCHOTECHNOLOGIES IN THE INFORMATION SOCIETY

Abstract. The education enhancement is discussed according to significant increase of the knowledge volume in the information society, that caused so called cognitive and provessional revolutions. The necessity of intensive integrative educational psychotechnologies (IIEPT) implementation is described/ Such techologies are constructed at the methodological basis of Comenius` mathetics, utilising phenomena of artificial sensitivity and physiological age regression. 

Keywords. Intensive integrative educational psychotechnologies, IIEPT, educational psychotherapy, age regression, information society, mathetics, Komenius

Семёнов В. Е. (г. Санкт-Петербург, Россия) ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТЬ  РОССИЙСКОГО  ОБЩЕСТВА  И СОЦИАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ

Аннотация. В  статье    обсуждаются    теоретические    и   методологические    вопросы оптимизации   нравственно-психологического    состояния   российского   общества.  

Анализируется   феномен   полиментальности   как   важный   фактор   социального согласия и конфликтов в обществе. Приводятся данные эмпирических исследований.

Ключевые слова. Оптимизация     психологического     состояния     общества, полиментальность,     базовые     российские    менталитеты,   конфликты   между менталитетами,     социальное  согласие. 

POLYMENALITY  OF  RUSSIAN  SOCIETY  AND  SOCIAL  CONSENT SEMENOV V. E.

Annotation. The paper deals with the discussion theoretical and methodological issuesof   optimization   of   the  psychological  state  of   Russian   society.  The polymentality    phenomenon    is   being    specifically   analyzed   as  an  important  factor of social  consent and  conflict in the  society. The  data of  empirical  research  are  being  shown.

Keywords. Optimization    of    the   psychological    state   of   society,  polymentality,    the   basic   Russian    mentalities,    conflicts    between  the mentalities,   social consent.

Cергеев А.А. (г. Волгоград, Россия). СОДЕРЖАТЕЛЬНО – ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

Аннотация. Эффективность психологического воздействия определяется не только личностными качествами и профессиональными возможностями коммуникатора,  применяемыми им средствами воздействия, качественной стороной сообщения, но и  специфическими особенностями адресата, а именно его предрасположенностью  к этому воздействию. Предрасположенность, есть тенденция изменения субъективных представлений индивида, о каком - либо объекте или явлении при спонтанном или целенаправленном психологическом воздействии различной формы и модальности в ситуациях коммуникативного взаимодействия. В статье представлены контуры содержательно-типологической концепции предрасположенности к психологическому воздействию.

Ключевые слова. Психологическое воздействие, субъективные представления, предрасположенность к психологическому воздействию, индивидуально-типологические особенности.

Sergeev A. A. MEANINGFUL - TYPOLOGICAL CONCEPT OF PREDISPOSITION TO THE PSYCHOLOGICAL IMPACT

Annotation. The efficiency of the psychological impact depends not only on personal qualities and professional capabilities of the device applied to them by  the means of impact and qualitative side of posts, but also specific features of the recipient, namely its susceptibility to this effect. The predisposition is a tendency to change the individual's subjective ideas about what - or object or phenomenon in the spontaneous or purposeful psychological impact of various forms and modalities in situations of communicative interaction. The article presents the outline of content-typological concept of predisposition to psychological impact.

Keywords. The psychological impact, subjective perceptions, the predisposition to psychological effects, individually-typological features.

Синицына Л.В. (г. Хабаровск, Россия) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. Трудность нахождения концептуального подхода к изучению термина «проступок» в части преемственности изучения заключается в том, что данная проблематика – социальная психология проступка в деятельности сотрудников органов внутренних дел - практически не исследовалась в рамках психологической науки. Термин «проступок» не представлен в словарях, отсутствует как значимое явление в научных разработках. Его можно встретить в скобках при разъяснении термина «деликт». В рамках проведенного исследования была выявлена специфика изучения и прогноза проступочного поведения сотрудников ОВД. Учитывался междисциплинарный характер изучаемой проблемы с опорой на данные исследований по целому ряду наук и, прежде всего, по праву, социологии, медицине, педагогике. Проведенные терминологические разграничения представляются необходимыми для соблюдения объектно-предметной направленности настоящего исследования, где проступочное поведение сотрудников ОВД  изучается через индивидуальные акты, являющиеся публично осуждаемыми проступками, так как их совершение нежелательно из-за культурной традиции или запрещено нормативными документами конкретных социальных институтов.

Ключевые слова. Проступок, проступочное поведение, девиация, девиантное поведение, отклоняющееся поведение личности, делинквентное поведение, криминальное поведение, противоправное поведение, деятельность.

Sinitsyn L. V. GENERAL CHARACTERISTICS OF SOCIAL NORMS AND DEVIANT BEHAVIOR AMONG POLICE OFFICERS AS A SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEM . МETASYSTEMAPPROACH

Abstract. Difficulty of being of the conceptual going near the study ofterm "misconduct" in part of succession of study consists inthat this range of problems is social psychology ofmisconduct in activity of employees of organs of internalaffairs practically not investigated within the framework ofpsychological science. Term "misconduct" is not presented indictionaries, is absent as the meaningful phenomenon is inscientific developments. He can be met in brackets atelucidation of term "delict". As part of the study it was revealed specifics of the study and prediction of the behavior of law enforcement officers prostupochnogo. Address the interdisciplinary nature of the study problems with reliance on survey data for a variety of Sciences and, above all , by law, sociology, medicine, pedagogy. Сonducted terminological distinction deems necessary to comply with the object- oriented objective of the present study , where prostupochnoe behavior of law enforcement officers learned through individual acts , which are publicly denounce wrongdoing , as their commission is not desirable due to cultural tradition or prohibited by regulations specific social institutions.

Keywords. Offense prostupochnoe behavior deviation , deviant behavior , deviant behavior of the individual , delinquent behavior , criminal behavior , illegal behavior, activity

Слепко Ю.Н. (г. Ярославль, Россия) ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕНСОРНОМ И КОГНИТИВНОМ УРОВНЕ (Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ №15-06-10290 "Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества")

Аннотация. В статье проводится обсуждение результатов исследования проблемы формирования информационной основы учебной деятельности. Информационная основа деятельности рассматривается как подсистема психологической системы деятельности, реализуемой в условиях учебно-профессионального обучения. Она рассматривается в контексте формирования других подсистем деятельности (мотивов, целей, программы, принятия решений, учебно-важных качеств), выделяемых в единую систему в системогенетическом подходе В.Д. Шадрикова.

Ключевые слова. Деятельность, информационная основа деятельности, системогенетический подход, успешность деятельности.

Abstract. The article discuss the results of the research problems of formation of information base of educational activity. Information basis of activity is considered as a subsystem of the system of psychological activities implemented under the conditions of teaching and vocational training. It is considered in the context of the formation of other subsystems activities (motives, goals, programs, decision-making, educational and important qualities), allocated to a single system in sistemogeneticheskom approach VD Shadrikova.

Keywords. Activity, information basis of activity sistemogenetichesky approach, the success of activities.

Стоюхина Н.Ю. (г. Нижний Новгород, Россия) ИЗ ИСТОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В СОВЕТСКИХ ШКОЛАХ И ВУЗАХ В 1920-1930-Х ГГ.

Аннотация. В данной статье автор показывает, как была представлена психологи как учебный предмет в школе и вузе в Советском Союзе в 1920-1930-х гг. Сразу после 1917 г. психология в университетах и некоторых школах продолжала существовать как учебная дисциплина в прежнем виде. Против ее исключения из планов школ были профессора А.Ф. Лосев, В.С. Иоф, М.Я. Басов и Л.С. Выготский. Психология была востребована в педагогических институтах, порой «в одеждах» педологии. Интерес к психологии вновь возникает в 1931 г., но не во всех вузах она есть и сократилось количество часов. А.В. Веденов, В.Н. Колбановский, К.Н. Корнилов, П.И. Размыслов, С.Л. Рубинштейн занимаются ее восстановлением в планах вузов.

Ключевые слова. Психология как учебная дисциплина, педология, вуз, школа.

FROM THE HISTORY OF TEACHING PSYCHOLOGY IN SOVIET SCHOOLS AND UNIVERSITIES IN THE 1920-1930'S.

Abstract.  In this article, the author shows how psychology was introduced as a subject in schools and universities in the Soviet Union of 1920-1930. Immediately after 1917 psychology in universities and some schools continued to exist as an academic discipline in its previous form. Professor A.F. Losev, V.S. Iof, M. Y. Basov and L.S Vygotsly were against its exclusion from school curriculum. Psychology has been in demand in the educational institutions and sometimes were presented as pedology. Interest in psychology rised again in 1931, but not in all universities. In addition, the amount of teaching hours was reduced. A.V. Vedenov, V.N. Kolbanovskii, K.N. Kornilov, P. Razmyslov, S.L. Rubinstein were engaged in its recovery in the universities.

Keywords. Psychology as an academic discipline, pedagogy, school.

Узлов Н.Д. (г. Березники, Россия) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Представлены существующие дефиниции психотехнологий, дана их оценка. Обсуждается место психотехнологий в ряду других технологий, и их связи с социальными, гуманитарными, информационными технологиями.   Предпринята попытка раскрыть методологические подходы к определению понятия «психотехнология» и его сущности. В качестве базисных оснований для формулирования предлагается использовать категории «деятельность», «психологическое воздействие и влияние», «алгоритм».

Ключевые слова. Методологические основания, дефиниция, психотехнология, деятельность, психологическое воздействие и влияние, виды и методы психологического воздействия, алгоритм

Uzlov N.D. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR DEFINITION OF THE CONCEPT AND THE GIST OF PSYCHOTECHNOLOGIES

Annotation. The existing definitions of the psychological technologies are analyzed, their score are given. The place in a number of other technologies and their connection with social, humanitarian, information technology are discussed. An attempt  for define the methodological approaches to the definition of «psychotechnology» and  discovering of it's gist was made. The underlying basis for its formulation is proposed to use the categories «activity», «psychological impact and influence», «algorithm».

Keywords. Methodological foundations, definition, psychotechnology, activity, psychological impact and influence, types and methods of psychological influence, the algorithm

Фаерман М.И. (г. Ярославль, Россия) ОГРАНИЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В этой статье рассматриваются аспекты личностных ограничений как феномен и ресурс личностного развития в русле авторской концепции Развивающего интегративного пространства. А именно природа личностных ограничений в том числе в контексте психологических теорий, в контексте жизни человека, с позиции отношения субъекта к собственному развитию. А так же ограничения психосоматики, духовного  и религиозного поиска, вербальных конструктов. Основная идея статьи заключается в рассмотрении ограничений как ресурса для развития и предложены шаги в его сопровождении. 

Ключевые слова. Личностные ограничения, интегративное пространство,  территория ограничений, развивающее интегративное пространство, личность, интеграция.

LIMITATIONS OF THE PERSON AS A RESOURCE FOR DEVELOPMENT

Abstract. This article discusses aspects of the personal limitations as a phenomenon of life and personal development in line with the author's conception of Developing Integrative space. Namely nature personal limitations including in the context of psychological theories, in the context of human life, the relationship with the position of the subject to their own development. And limitation of psychosomatic, spiritual and religious search, verbal constructs. The main idea of the article is to review the restrictions as a resource for development, and proposed steps in its maintenance.

Personal limitations; integrative space; Territory restrictions; integrative developmental space; personality; integration.

Шадрин Н.С. (г. Павлодар, Казахстан) СТРУКТУРА И ХАРАКТЕР ДЕТЕРМИНАНТ ПСИХИЧЕСКОГО:  К ПРОБЛЕМЕ РАСКРЫТИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассматривается психологическая структура мира человека. Выделяются его уровни (мир индивида, мир субъекта и мир личности) и его базовые детерминанты (мотив, образ, общение и деятельность). На этой основе предлагаются некоторые новации в изложение психологии для студентов.

Ключевые слова. Мир человека, события, детерминанты психики, мотив, образ, общение, деятельность, преподавание психологии

Abstract. Psychological structure of the world of man is shown in the article. His elevens (world of individual,  world of subject and world of personality) and his base determinations (motif, edge, communication and activity) are found. On this base some innovations on the exposition of the psychology for students are pretext.

Key worlds. The world of man, events, determinations of the psyche, motif, edge, communication, activity, exposition of psychology

 

 

Сведения об авторах 

  • Бабинцева Л.Н. (г. Иркутск, Россия) - старший преподаватель, Институт развития образования Иркутской области
  • Берберян А.С.  (г. Ереван, Армения) - доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии Российско-Армянского (Славянского) университета
  • Березуцкий В.И. (г. Днепропетровск, Украина) - кандидат медицинских наук, Доцент кафедры пропедевтики внутренней медицины ГУ  Днепропетровская  медицинская академия
  • Власов Н.А. (г. Москва, Россия) – ассистент кафедры Общей психологии и педагогики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова.
  • Волов В.В. (г. Самара, Россия) - доцент, кандидат психологических наук, Самарский государственный университет
  • Голубкова Е.А. (г. Ярославль, Россия) - соискатель кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ.
  • Гордеев М.Н. (г. Москва, Россия) – профессор, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, ректор Института психотерапии и клинической психологии. 
  • Данилов А.В. (г. Алматы, Казахстан) - кандидат психологических наук, член-корреспондент Международной Академии Психологических Наук. Психолог, ведущий тренингов.
  • Дьяконов Г.В. (г. Уфа, Россия) - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и развития Башкирского государственного педагогического универ им. М. Акмуллы
  • Залевский Г.В. (Калининград) - член-корреспондент Российской академии образования, доктор экономических наук. в психологии, проф., Национальный исследовательский Государственный Университет (г. Томск) и Балтийского федерального университета имени Канта
  • Карпов А.В. (г. Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, заведующий кафедрой психологии труда и организационной, академик МАПН, член-корреспондент РАО, председатель диссертационного совета.
  • Кашапов М.М. (г. Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия
  • Квон Д.С. (г. Алматы,  Казахстан) - Кандидат психологических наук старший психолог, Городской наркологический центр медикосоциальной коррекции
  • Кирдянкина С.В. (г. Иркутск, Россия) - кандидат педагогических наук, Институт развития образования Иркутской области
  • Киселева Т.Г. (г. Ярославль, Россия) - Кандидат психологических наук, Доцент, Заведующий кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
  • Климонтова Т.А. (г. Иркутск, Россия) -  Иркутск доктор психологических наук, доцент НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления»
  • Козлов В.В. (г. Ярославль, Россия) – профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой Социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Ярославль.
  • Курилович М.А. (г. Минск, Республика Беларусь) - кандидат психологических наук, доцент кафедры теории права, управления и психологии Российского государственного социального университета
  • Литке С.Г. (г. Челябинск, Россия) - кандитат психологических наук, доцент.
  • Лычагина С.В. (г. Санкт-Петербург, Россия) - кандидат педагогических наук, член-корр. МАПН, заместитель начальника кафедры общей и прикладной психологии, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России.
  • Мазилов В. А. (г. Ярославль, Россия) - Доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета, Ярославль;
  • Мищик С.А. (г. Новороссийск, Россия) - Кандидат педагогических наук, доцент, Кафедра физики, Государственный Морской Университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова.
  • Нагдян Р.М. (г. Ереван, Армения) - доктор психологических наук, доцент, кафедра психологии магистратуры Международного научно-образовательного центра Национальной Академии наук Армении.
  • Овсянников Р.Ю. (г. Санкт-Петербург, Россия)  - АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт Современного Образования».
  • Опарин А.А. (г. Ярославль, Россия) - Магистрант 2 года обучения, направление подготовки «Психология и социальная педагогика» ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
  • Оспанова Я.Н. (г. Астана, Казахстан) - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной работе Евразийского гуманитарного института.
  • Панова Н.В. (г. Челябинск, Россия) - врач-ординатор кафедры факультетской педиатрии Южно-Уральского государственного медицинского университета
  • Петренко В.Ф. (г. Москва, Россия) - член корреспондент  РАН, профессор МГУ, Главный редактор журнала «Методология и история психологии», член редколлегий журналов «Психология», «Общественные науки и современность», «Историческая психология»
  • Пискарев П.М. (г. Москва, Россия)- психолог, к.п.н.
  • Поварёнков Ю.П. (г. Ярославль, Россия) – доктор психологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
  • Романов И.В. (г. Иваново, Россия) - кандидат психологических наук, доцент Московский филиал АО «КБ «Связь» ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
  • Рыльская Е. А. (г. Челябинск, Россия) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал,
  • Сандомирский М.Е. (г. Москва, Россия) - кандидат медицинских наук, преподаватель Института групповой и семейной психологии и психотерапии
  • Семёнов В. Е. (г. Санкт-Петербург, Россия) Доктор психологических наук, профессор, заслуженный  деятель  науки России,  эксперт  ЦППИ.
  • Cергеев А.А. (г. Волгоград, Россия) Волгоградский Государственный университет, (400062, Волгоград, проспект Университетский, 100),
  • Синицына Л.В. (г. Хабаровск, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, доцент кафедры Общей, юридической и инженерной психологии
  • Слепко Ю.Н. (г. Ярославль, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, декан педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
  • Степанов О.Г. (г. Челябинск, Россия) - член-корр. МАПН, доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской педиатрии Южно-Уральского государственного медицинского университета
  • Стоюхина Н.Ю. (г. Нижний Новгород, Россия) - канд. психол. наук, доц., Нижегородский гос. университет им. Н.И. Лобачевского
  • Турчин А.С. (г. Иваново, Россия) – доктор психологических наук, доцент, заведующий  кафедрой Ивановского государственного университета
  • Узлов Н.Д. (г. Березники, Россия) - Березниковский филиал Пермского государственного национального исследовательского университета
  • Фаерман М.И. (г. Ярославль, Россия) Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Доцент кафедры консультационной психологии, кандидат психологических наук
  • Шадрин Н.С. (г. Павлодар, Казахстан) – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, зав. лабораторией экспериментальной психологии и психоидагностики Павлодарского государственного педагогического института.

 

 

Скачать журнал  

{gcontent}Ссылка на скачивание{/gcontent}