Mazilov VA

Мазилов Владимир Александрович - Заведующий кафедрой общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, доктор психологических наук, профессор, академик, член президиума МАПН, академик Балтийской педагогической академии, лауреат премии губернатора Ярославской области, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Родился 21 июня 1954 года в Ярославле. В 1976 году В.А. Мазилов с отличием окончил факультет психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова. По окончании университета работал в качестве ассистента кафедры общей психологии и обучался в заочной аспирантуре по психологии. В 1982 году перешел в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д.Ушинского.

В 1982 году Владимир Александрович защитил кандидатскую диссертацию в Институте психологии АН СССР на тему «Психологический анализ ограничения зоны поиска в процессе решения мыслительных задач». В его работе был использован новый подход: механизм ограничения зоны поиска — один из важнейших этапов решения мыслительной задачи — рассматривался в связи с анализом структур субъективного опыта испытуемого. Такой подход позволил сделать важный вывод: трудность решения творческой задачи состоит не столько в том, чтобы выдвинуть гипотезу, приводящую к правильному решению (как это традиционно считалось), сколько в преодолении заблуждения, препятствующего выдвижению такой гипотезы. Таким образом, главная сложность творческого процесса состоит в коррекции субъективного опыта личности, решающей сложную мыслительную задачу. Исследование творческого мышления послужило основой для создания концепции научного творчества (1984).

В докторской диссертации В.А. Мазилова «Теория и метод в психологии», защищенной в Московском педагогическом государственном университете (1999), в частности, было показано, что между теорией и методом в психологической концепции существует внутреннее единство, которое обеспечивается «предтеорией» — комплексом исходных представлений исследователя. Была выявлена и описана структура предтеории, разработана теоретическая модель соотношения теории и метода в психологии. Обнаружено, что соотношение теории и метода в психологии представляет собой структурный инвариант, что создает возможность для соотнесения и конструктивного сопоставления различных психологических концепций (2001, 2003).

В 1982 В.А.Мазилов году переходит в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. где работал последовательно ассистентом (с 1982 года), старшим преподавателем (с 1984), доцентом (с 1988) кафедры психологии и педагогики начального обучения. В 1983-84 был заместителем декана факультета начальных классов, в 1984-1986 деканом факультета начальных классов.

В 2000 году В.А. Мазилову присвоено ученое звание профессора. В 2000-2004 гг. работал заведующим кафедрой психологии и педагогики начального обучения. С 2004 года по настоящее время заведует кафедрой общей и социальной психологии ЯГПУ.

В.А.Мазилов специализируется в области общей психологии и истории психологии, методологии психологии, разработал и читает лекционные курсы «Общая психология», «История психологии», «Методологические основы психологии», «Актуальные проблемы теоретической психологии». За время работы в педагогическом университете зарекомендо­вал себя как авторитетный специалист, преподаватель, читающий лекционные курсы по многим психологическим дисциплинам.

За годы работы в ЯГПУ В.А.Мазиловым также разработаны курсы "Методологи­ческие проблемы психологии", "Актуальные проблемы современной психологии", "Психология общения", "Осно­вы практической психологии", спецкурсы "Психолого-педагогичес­кий анализ педагогического опыта", "Психология педагогического общения", "Психология творческого мышления", "Психотехнологии эффективной деятельности", "Триумф и трагедия советской психо­логии (развитие психологии в СССР в 1920-1970 гг.", "Теории личности в современной психологии" и др. Также читались курсы "Практическая психология и психодиагностика", "Основы конфликтологии", "Методика преподавания психологии", "Личность и личностный рост" и др.

В.А. Мазиловым проведен ряд исследований, посвященных истории психологической науки (1998), философии психологии (1999), методологии психологии (2002). Им проанализирован процесс выделения психологии в самостоятельную науку: так, учет не только внутренних факторов развития науки, но и внешних социокультурных факторов позволил дать новую трактовку становления психологии как самостоятельной науки, выявить роль методов в этом процессе. Была обоснована необходимость разработки в современных условиях философии психологии как самостоятельной области знания, очерчен круг ее задач. В результате историко-психологического исследования предложена новая структура методологии, соответствующая задачам психологии в настоящее время.

В.А. Мазилов — автор известной концепции коммуникативной методологии психологической науки (2001), направленной на установление взаимопонимания между различными психологическими школами и направлениями. В последние годы Владимир Александрович занимается разработкой проблемы интеграции психологического знания, им предложена методология и технология интеграции психологического знания (2004). Является создателем направления «поэтической психологии» (2004), согласно которому научное академическое знание не является единственной формой психологического знания — «поэтический» подход предполагает выявление образов, метафор, которые позволяют лучше осознать смысл методологических проблем современной науки.

С 2007 года по настоящее время В.А. Мазилов занимается разработкой общей (интегративной) теории методологии. Им предложена структура современной методологии психологической науки, выявлены ее основные задачи и функции, разработана концепция общей (интегративной) методологии. Интегративная методология психологической науки объединяет в рамках единой концепции частные теории предмета, метода, факта, теории и объяснения.

Другое направление научных исследований составляет методология междисциплинарных и комплексных исследований в психологии. Эффективность комплексного исследования в психологии в значительной мере обусловлена степенью концептуального совпадения понимания и трактовки предмета психологии в научно-исследовательских подходах в тех предметных областях, которые будут взаимодействовать (соотноситься) в данном комплексном исследовании. Заметим, что это фактически не учитывается в существующих в настоящее время концепциях комплексных исследований в психологии. Следовательно, методологические основания (и основанная на них теория) должны раскрывать способ трактовки предмета, представленный в научных подходах, реализующихся в комплексном исследовании. Новизна настоящего подхода состоит в том, что в нем реализуется разработка методологии и теории проведения комплексных психологических исследований, исходя из понимания предмета психологической науки.

Также В.А.Мазиловым проведен ряд исследований по методологии и истории социальной психологии, по методологии культурного фрейминга.

Под руководством Владимира Александровича подготовлены 3 доктора и более 20 кандидатов психологических наук. Он автор более 500 публикаций, в том числе 10 монографий и 10 учебников и учебных пособий. Под его редакцией издано 8 сборников на­учных трудов, 4 научные монографии. Участник многих международных и всероссийских научных и научно-практи­ческих конференций. Является научным руководителем ежегодного Ярославского методологического семинара (с 2003 г.). Член редколлегий 6 научных психологических журналов, заместитель главного редактора журнала «Вестник интегративной психологии». Заместитель председателя докторского диссертационного совета, член 3 докторских диссертационных советов по психологическим, педагогическим науками и по культурологии (в ЯГПУ) и докторского диссертационного совета по психологии (в ЯрГУ). Действительный член Международной академии психологических наук и Балтийской педагогической академии (БПА). Член экспертного совета РФФИ, эксперт РГНФ. В.А. Мазилов ведет большую общественную работу, в частности, является председателем попечительского совета МОУ СОШ № 43.

Награжден знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2006). Лауреат премии губернатора Ярославской области в области науки и техники как победитель конкурса научно-исследовательских работ преподавателей областных вузов в сфере гуманитарных наук (2009). Имеет Благодарность министра образования РФ (2002), удостоен знаков губернатора Ярославской области «За успехи в науке» (2002), «200 лет высшей школе Ярославской области», Почетных грамот губернатора Ярославской области (2004), Департамента образования Ярославской области (2006, 2009), имеет другие поощрения.

Область основных научных интересов: теория и история психологии, методология и философия психологии, психологическая компаративистика, психология мышления и научного творчества. Основные работы: 1) Мазилов В.А. Теория и метод в психологии. Ярославль: МАПН, 1998. 2) Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века. Ярославль: МАПН, 2001. 3) Мазилов В.А. Актуальные методологические проблемы современной психологии. Ярославль: МАПН, 2002 4) Мазилов В.А. Методология психологической науки. Ярославль: МАПН, 2003. 5) Мазилов В.А. Стены и мосты: Методология психологической науки. Ярославль: МАПН, 2004 6) Мазилов В.А. Методологические вопросы психологии. Ярославль: МАПН, 2005. 7) Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии. Ярославль: МАПН, 2006. 8) Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2007 9) Мазилов В.А. Методология психологической науки: история и соввременность. Ярославль: МАПН, 2007 10) Мазилов В.А. Интеграция психологического знания: методологические проблемы. Ярославль: МАПН, 2008 11) Мазилов В.А. Когнитивная методология психологической науки. Ярославль; МАПН, 2012.

Международная Ассоциация НейроГештальт
Курс квалификации профессионалов МАНГо

Фото конгресса